ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-104768/2021 от 12.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 мая 2022 года

Дело №А56-104768/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 23.11.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 30.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8165/2022) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2022 по делу № А56-104768/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по заявлению ООО "АЛЬЯНС"

к ГЖИ Санкт-Петербурга

о признании недействительным предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) №12/21/549-Р от 21.10.2021.

Решением суда от 07.02.2022 оспариваемое предписание Инспекции признано недействительным.

Не согласившись с указанным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что поскольку тепловая энергия для отопления в многоквартирном доме не производится, общедомовой прибор учета тепловой энергии фиксирует объем поставляемой котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...>, корпЛ 1, литера А, готовой тепловой энергии, система отопления в данном многоквартирном доме является централизованной, расчет платы должен производиться в соответствии с Правилами по формулам предусмотренным п.42 (1). Ссылается на то, что в ходе проверки было установлено превышение объема потребленных коммунальных ресурсов в сентября, октябре, ноябре, декабре 2019 года, январе, феврале, марте, апреле, октябре, ноябре, декабре 2020 года, а также январе, феврале, марте, апреле 2021 года, что подтверждается актом проверки 12/21/549-р от 21.10.2021.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.10.2021 № 12/21/549-Р Инспекцией в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка по адресу: Санкт-Петербург, <...> с целью проверки фактов, изложенных в обращениях от 25.08.2021, 27.09.2021, 01.10.2021, 04.10.2021.

По результатам проверки составлен акт проверки от 21.10.2021 № 12/21/549-Р и выдано предписание от 21.10.2021 № 12/21/549-Р.

В соответствии с предписанием «Начисления по статье «Отопление» производятся в текущем месяце по показаниям УУТЭ за предыдущий месяц и рассчитаны в соответствии с требованиями п.42_1 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, в текущем месяце по показаниям УУТЭ за предыдущий месяц, в то же время в сентябре, октябре, декабря 2019 года, январе, феврале, марте, апреле, октябре, ноябре, декабре 2020 года, январе, феврале, марте апреле 2021 года к ежемесячным показаниям УУТЭ прибавляется объем потерь теплоэнергии, возникающий при теплоотдаче через неизолированные стояки и полотенцесушители в межотопительный период (Циркуляция за летний период). Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате тепловой энергии, затраченной при циркуляции горячего водоснабжения через стояки горячего водоснабжения и полотенцесушители в межотопительный период (ст.44 ЖК РФ), принято 09.05.2021. До 09.05.2021 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате тепловой энергии, затраченной при циркуляции горячего водоснабжения через стояки горячего водоснабжения и полотенцесушители в межотопительный период (ст.44 ЖК РФ), не принималось.

Исходя из вышеизложенного, по мнению Инспекции, в начислениях платы по услуге «Отопление» по лицевому счету квартиры №106 излишне применен объем теплоэнергии (Циркуляция за летний период), как указано ниже: 2019 год: Сентябрь 19,47 Гкал, Октябрь 19,164 Гкал, Ноябрь 19,465 Гкал, Декабрь 16,464 Гкал, 2020 год: январь 19, 464 Гкал, Февраль 19,464 Гкал, Март 19, 464 Гкал, Апрель 19,465 Гкал, Октябрь 31,82 Гкал, Ноябрь 31,819 Гкал, Декабрь 31,82 Гкал, 2021 год: Январь 31,819 Гкал, Февраль 31,82 Гкал, Март 31,819 Гкал, Апрель 31,82 Гкал, т.е. нарушен п.42(1) Правил № 354 и ст.44 ЖК РФ.

Не согласившись с указанным предписанием Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

- горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования);

- отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Согласно абзацам третьему и четвертому пункта 42(1) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Таким образом, поскольку в спорном МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение, то Общество правомерно производило расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 20 и 20(1) Приложения N 2 к Правилам N 354 с использованием норматива расхода тепловой энергии в Ленинградской области, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632.

Применение данной формулы приводит к тому, что в межотопительный период объем тепловой энергии по ОДПУ превышает расчетное количество тепловой энергии на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и образует нераспределенный объем тепловой энергии. В связи с чем указанный дополнительный расход тепловой энергии был предъявлен Обществом к оплате потребителям в отопительный период с применением тарифов на тепловую энергию в руб./Гкал, установленных в спорный период.

Использованный Обществом подход при расчете платы за отопление соответствует позиции, изложенной в письмах Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 15.08.2016 N 01-13-922/13-0-0 и от 04.04.2017 N 01-15-122/17-0-1.

Инспекция не опровергает, что в соответствии с подпунктом ж(1) пункта 31 Правил N 354 размер платы за отопление определен Обществом исходя из показаний ОДПУ тепловой энергии с учетом показаний в межотопительный период, а в межотопительный период тепловая энергия, приобретенная у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, используется Обществом только для подогрева холодной воды и предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Инспекция не опроверг данные заявителя о фактической величине расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в межотопительном периоде.

Инспекция также не установлено, что использованный Обществом при расчете платы за теплоснабжение объем тепловой энергии превысил общий объем тепловой энергии, поступивший в спорный МКД от ресурсоснабжающей организации согласно показаниям ОДПУ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным предписание Инспекции.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 февраля 2022 года по делу № А56-104768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Г.В. Лебедев

О.В. Фуркало