ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-106311/2021 от 14.10.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 октября 2022 года

Дело №

А56-106311/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе     председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,

при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области  Молоковой Е.П. (доверенность от 22.07.2022 № 1/2022),

рассмотрев 12.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отрытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу № А56-106311/2021,

                                              у с т а н о в и л:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д.2а, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966, (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к отрытому акционерному обществу «Российские железные дороги», адрес: 107144, Москва,  ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, (далее – ОАО «РЖД», Общество) об обязании Общества в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Комитет проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды от 25.11.2009 № 149/ДС-2009-11 для прохождения государственной экспертизы.

Решением суда от 03.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2022, решение суда от 03.02.2022 отменено. Суд обязал ОАО «РЖД» в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу разработать и представить в Комитет проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды от 25.11.2009 № 149/ДС-2009-11, для прохождения государственной экспертизы и взыскал в доход федерального бюджета 9 000 руб. государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить постановление апелляционной инстанции от 01.06.2022 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 03.02.2022, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права (лесного и гражданского законодательства), а именно, пункта 30 приказа Комитета от 01.11.2018 № 22, которым был утвержден новый лесохозяйственный регламент Северо-Западного лесничества сроком действия с 10.11.2018 по 09.11.2028. Податель жалобы настаивает на том, что действие утвержденного проекта освоения лесов не может быть прекращено в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента, поскольку срок действия такого проекта соразмерен сроку действия договора аренды лесного участка, предоставленного для размещения линейных объектов.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Комитета с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.11.2009 № №149/ДС-2009-11 (далее – Договор), на основании которого по акту приема-передачи от 25.11.2009 арендатору передан во временное пользование лесной участок площадью 4,11 га, местоположение: Ленинградская область, Выборгский район, Северо-Западное лесничество, Липовское участковое лесничество в кварталах: № 20 (в выделах 28, 29), № 21 (в выделах 1, 2, 17, 23, 24), № 22 (в выделах 1, 2, 4, 9, 11, 12, 44), № 79 (в выделах 14, 22), № 80 (в выделе 12) (далее – участок) сроком на 49 лет с момента государственной регистрации (регистрация произведена - 07.05.2010).

Согласно приложению № 3 к Договору участок предоставлен Обществу для строительства и эксплуатации второго пути на железнодорожном участке Выборг – Каменногорск в Выборгском районе Ленинградской области.

В подпункте «в» пункта 18 Договора стороны согласовали, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесную декларацию до начала использования участка.

Во исполнение указанного обязательства Общество разработало проект освоения лесов на участке, получивший положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на участке от 03.08.2010 № 220-Л, утвержденное распоряжением Комитета от 03.08.2010 № 455.

 Ссылаясь на то, что приказом Комитета от 01.11.2018 № 22 утвержден новый лесохозяйственный регламент Северо-Западного лесничества сроком действия с 10.11.2018 по 09.11.2028, при этом Общество не оформило новый проект освоения лесов в отношении спорного земельного участка, Комитет направил в адрес Общества требование от 20.11.2019 № б/н об устранении выявленного нарушения лесного законодательства, в котором указал на необходимость предоставления проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы по договору в срок, не превышающий 60 календарных дней с момента получения требования.

Поскольку арендатором данное требование не было исполнено в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, исходя из положений статей 12, 43-45, 88 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), пункта 28, абзаца 2 пункта 30, пункта 33 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 (далее – Приказ № 69), приложения № 3 к Договору, счел, что в данном случае проект освоения лесов составляется однократно на срок действия договора аренды и возможность понуждения ограничивается для арендатора обязанностью внести изменения в проект освоения лесов, а не разрабатывать новый проект. В связи с отказом Комитета от уточнения исковых требований, суд в удовлетворении иска отказал.

Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, с таким выводом суда не согласился, указав, что внесение изменений в проект освоения лесов в соответствии с пунктом 33 Приказа № 69 допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды, а не при прекращении действия и утверждения нового лесохозяйственного регламента (что имело место в данном случае). В связи с тем, что арендатор в нарушение условий договора и требований действующего лесного законодательства новый проект освоения лесов не разработал и не представил на государственную экспертизу, решение суда первой инстанции отменил и заявленное Комитетом требование удовлетворил.

Изучив материалы дела и доводы жалобы,проверив, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ОАО «РЖД», исходя из следующего.

Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды.

Размещение и эксплуатация линейных объектов в силу действующего законодательства (пункт 13 части 1 статьи 25, статья 45 Лесного кодекса) является одним из видов лесопользования, лица, которым лесные участки предоставляются для таких целей по договору аренды, обязаны в соответствии с положениями статьи 88 ЛК РФ составлять проект освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ).

Такой проект согласно статье 89 ЛК РФ подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок разработки проекта освоения лесов и состав такого проекта определены Приказом № 69, в силу пункта 3 которого, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Пунктом 28 Приказа № 69 установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 указанной статьи.

Указанные положения лесного законодательства, предписывающие пользователям лесных участков составлять проект освоения лесов, носят императивный характер, не содержат в себе исключений и не ставят необходимость исполнения данной обязанности в зависимость от того или иного вида лесопользования или цели предоставления лесных участков.

Таким образом, в силу названных норм, лесное законодательство обязывает арендатора лесного участка разработать проект освоения лесов, который, впоследствии, должен пройти экспертизу.

В силу абзаца 2 пункта 30 Приказа № 69 для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Статья 45 ЛК РФ устанавливает основы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Согласно приложению № 3 к Договору участок предоставлен Обществу для строительства и эксплуатации второго пути на железнодорожном участке Выборг – Каменногорск в Выборгском районе Ленинградской области.

Как было указано выше, в подпункте «в» пункта 18 раздела III Договора стороны согласовали, что арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Суды удостоверились в том, что во исполнение договорных обязательств, Общество разработало проект освоения лесов на участке, получивший положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на участке от 03.08.2010 № 220-Л (утверждено распоряжением Комитета от 03.08.2010 № 455).

Между тем, апелляционный суд правильно обратил внимание на то, что в названом заключении экспертной комиссии Комитета № 220-Л, срок его действия установлен только на срок действия лесохозяйственного регламента Северо-Западного лесничества, утвержденного приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 10.11.2008 № 139 (лист дела 39).

Как следствие, в виду того, что приказом Комитета от 01.11.2018 № 22 утвержден новый лесохозяйственный регламент Северо-Западного лесничества сроком действия с 10.11.2018 по 09.11.2028, срок действия проекта освоения лесов Общества, истек 09.11.2018. Означенное обстоятельство не позволяет применить к рассматриваемым правоотношениям общую норму установления абзацем 2 пункта 30 Приказа № 69 срока для линейных объектов.

Поскольку Обществом в нарушение условий договора и требований действующего лесного законодательства новый проект освоения лесов не разработан и не представлен на государственную экспертизу (что Общество не отрицает), заявленное Комитетом требование обоснованно удовлетворено судом апелляционной инстанции.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В настоящем деле, иск не лишен должной правовой и фактической основы; он подлежит удовлетворению как основанный на правильном толковании Комитетом норм материального права и условий договора аренды лесного участка, его целей и сути.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                             п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 по делу № А56-106311/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов