ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-112079/18 от 20.11.2019 АС Северо-Западного округа

139/2019-60933(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Судас Н.Е.,   при участии от акционерного общества «Газпром газораспределение  Ленинградская область» Чугуновой Н.А. (доверенность от 26.06.2019), от  Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 

Морозовой Ю.А. (доверенность от 18.10.2019),

 рассмотрев 20.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская  область» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу № А56-112079/2018, 

у с т а н о в и л:

 Акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская  область», адрес: 188507, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, 

пос. Новоселье, здание лит. А А1, ОГРН 1024702184715, ИНН 4700000109  (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам и ценовой  политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, 

ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), о  признании незаконным распоряжения Комитета от 07.06.2018 № 38-р «Об  установлении платы за технологическое присоединение к сетям  газораспределения акционерного общества «Газпром газораспределение  Ленинградская область» газоиспользующего оборудования индивидуального  жилого дома по индивидуальному проекту: «Газопровод-ввод до границ  земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область,  Кировский район, Шумская волость, с. Шум, ул. Центральная, д. 9 (кадастровый   № 47:16:06-36-001:0021)» (далее – Распоряжение № 38-р). Общество просило  обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и интересов  заявителя путем внесения изменений в Распоряжение № 38-р. 

Решением суда от 21.05.2019, оставленным без изменения  постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2019, в удовлетворении  заявления отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального и процессуального права, просит отменить  решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. 

Податель жалобы полагает, что применяя метод сравнения аналогов,  Комитет должен был руководствоваться данными, представленными по  расходам на подключение заявителей по индивидуальным условиям, а не по 


заявителям первой категории. Общество отмечает, что верно произвело расчет  затрат, они являются экономически обоснованными, обеспечивают надлежащую  степень надежности сети газораспределения. 

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы,  приведенные в жалобе, а представитель Комитета с ними не согласился. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела, Обществом (исполнителем) и  Беспашниной Ниной Петровной (заказчиком) заключен договор от 14.09.2017 №  798-1621-17 о подключении (технологическом присоединении) объекта  капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному  проекту, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство  выполнить комплекс мероприятий по технологическому присоединению объекта  капитального строительства к сети распределения (до границы земельного  участка заказчика), а заказчик - внести плату за подключение (технологическое  присоединение), а также выполнить комплекс мероприятий по подготовке сети  газопотребления и газоиспользующего оборудования внутри границ своего  земельного участка к подключению к сетям газораспределения в соответствии с  техническими условиями (приложение № 1) о подключении (технологическом  присоединении) и договором. 

 Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора объект заказчика относится к  категории строящегося. Земельный участок, на котором расположен  подключаемый объект, находится по адресу: Ленинградская обл., Кировский р-н,  Шумская волость, с. Шум, ул. Центральная, д. 9 (кад. № 47:16:06-36-001:0021). 

 В соответствии с пунктом 5.1 договора предварительный размер платы за  технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих  стандартизированных тарифных ставок, утвержденных приказом Комитета от  27.12.2016 № 549-п, составляет 88 341 руб. 16 коп. Стоимость разработки  проекта газоснабжения предварительно составляет 48 000 руб. (пункт 5.2). 

 После окончания разработки проекта газоснабжения и проведения его  экспертизы Общество 06.04.2018 обратилось в Комитет по вопросу утверждения  платы за технологическое присоединение жилого дома заявителя к сетям  газораспределения по индивидуальному проекту. Предварительно плата  определена Обществом в размере 524 168 руб. 44 коп. (с НДС). 

 Распоряжением № 38-р размер платы за технологическое присоединение  установлен в сумме 183 837 руб. 70 коп. (с НДС). 

 Полагая, что Комитет необоснованно занизил расходы на разработку  проектной документации и расходы, связанные с выполнением технических  условий, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

 Суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу о том, что  Комитет при принятии оспариваемого распоряжения определил экономически  обоснованных уровень затрат Общества, права и законные интересы заявителя  не нарушил. При рассмотрении спора суды руководствовались положениями  Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской  Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Правилами подключения  (технологического присоединения) объектов капитального строительства к  сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314),  Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое  присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и  (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, 


утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.04.2014   № 101-э/3 (далее - Методические указания). 

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества,  кассационная инстанция приходит к следующему. 

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений,  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения,  действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и  одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием  (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу положений статьи 23.2 Закона о газоснабжении государственному  регулированию подлежит плата за технологическое присоединение  газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или)  стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. 

 Размер платы за технологическое присоединение и (или)  стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину,  устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с  методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров  данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным  органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 

 Органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере  государственного регулирования цен (тарифов) является Комитет. 

 Согласно пункту 13 Методических указаний для установления платы за  технологическое присоединение по индивидуальному проекту  газораспределительная организация представляет в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации в области государственного  регулирования тарифов сведения о планируемых расходах за технологическое  присоединение по указанному проекту в соответствии с приложением № 8 к  Методическим указаниям. 

 В соответствии с пунктами 10, 11 (подпункт «ж»), 26(18) Основных  положений формирования и государственного регулирования цен на газ,  тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое  присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным  сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее –  Основные положения), государственное регулирование платы за  технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к  газораспределительным сетям осуществляется исходя из принципа  возмещения газораспределительным организациям экономически  обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому  присоединению к газораспределительным сетям, в соответствии с  Методическими указаниями. 

 В силу пункта 9 Методических указаний для расчета платы за  технологическое присоединение учитываются расходы на выполнение  мероприятий по разработке проектной документации, выполнению технических  условий, проверке выполнения заявителем технических условий,  осуществление фактического подключения (технологического присоединения) 


объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и  проведение пуска газа. 

Комитет проанализировал представленные Обществом сведения о  планируемых расходах, согласился с тем, что предусмотренные мероприятия  соответствуют критериям, определяющим возможность установления платы за  технологическое присоединение по индивидуальному проекту, поскольку  газоснабжение предусматривает проведение врезки в газопровод под  давлением 0,31-0,6 МПа. В то же время часть расходов Комитет признал  экономически необоснованными. Выводы Комитета приведены в экспертном  заключении по расчету платы за технологическое присоединение объекта  заявителя к сетям Общества. 

 Техническими условиями на подключение объекта физического лица  (индивидуального жилого дома) являются следующие: максимальная нагрузка -  5,0 куб.м/час, максимальное давление газа в точке подключения 0,6 МПа,  фактическое (расчетное) - 0,55 МПа. Газопровод в точке подключения -  межпоселковый подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления II  категории, диаметром 315 мм, д. Васильково - д. Сирокасска - с. Шум с отводом  к п. Войбокало Кировского района Ленинградской области. Расстояние от  газоиспользующего оборудования до сети газораспределения  газораспределительной организации 168,8 м. 

 Общество просило учесть 40 677 руб. 97 коп. на разработку проектной  документации. 

 Комитет снизил данную величину до 4156 руб. 64 коп. исходя из  положений пункта 26(22) Основных положений, согласно которому плата за  технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с  максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. м в час, с учетом  расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения  газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей),  устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей  (с НДС, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без  НДС) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети  газораспределения газораспределительной организации, в которую подана  заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по  прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и  сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без  необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов  бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в  соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной  (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального  хозяйства. 

Согласно пункту 2 Правил № 1314 такие заявители относятся к заявителям  первой категории. 

В настоящем случае единственной причиной невозможности отнесения  Беспашниной Н.П. к заявителю первой категории явилось то, что газоснабжение  ее объекта предусматривает проведение врезки в газопровод под давлением  0,31-0,6 МПа. Однако это обстоятельство, по мнению Комитета, не могло  привести к удорожанию проектных работ, в связи с чем Комитет определил  стоимость этих работ исходя из стоимости аналогичных проектных работ для  заявителей первой категории, приняв во внимание, в том числе, отчет Общества  о выполненных им проектно-изыскательских работ по действующим и  исполненным договорам. 

Суды пришли к выводу об обоснованности решения Комитета в данной 


части. Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит. 

 По предложению Общества в расчете платы за выполнение технических  условий Комитету следовало учесть 256 578 руб., однако в качестве  обоснованных принято лишь 101 050 руб. 99 коп. на производство строительно- монтажных работ. 

Поскольку документов, обосновывающих расходы на осуществление  строительно-монтажных работ в заявленном размере не представлено, Комитет  при определении размера расходов на осуществление строительно-монтажных  работ также руководствовался сведениями о среднем уровне затрат Общества  на осуществление аналогичных строительно-монтажных работ для заявителей  первой категории, полученных из ранее представленной истцом отчетности по  строительству газопроводов протяженностью 151-200м. 

В указанной части суды также правомерно не усмотрели нарушений прав и  законных интересов Общества. 

Кроме того, Методическими указаниями не предусмотрено возмещение  газораспределительной организации стоимости государственной регистрации  права собственности на созданную для осуществления технологического  подключения газораспределительную сеть. В связи с эти Комитет обоснованно  отказал во включении указанных расходов в состав платы за технологическое  присоединение. 

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии  оспариваемого Распоряжения № 38-р требованиям действующего  законодательства. 

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие  существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства  исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений  норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных  актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без  изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. 

 Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа  

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.07.2019 по делу № А56-112079/2018 оставить без  изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Газпром  газораспределение Ленинградская область» - без удовлетворения. 

Председательствующий В.В. Старченкова  Судьи С.А. Ломакин 

 Н.Е. Судас