ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-112781/20 от 24.01.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 января 2022 года

Дело №

А56-112781/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Эверест-СП-Восток» ФИО1 (доверенность от 04.05.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «БалтОхранСоюз-СП» ФИО2 (доверенность от 22.01.2021),

рассмотрев 19.01.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Эверест-СП-Восток» и общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «БалтОхранСоюз-СП» на решение Арбитражного суда города                   Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу                   № А56-112781/2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Охранная организация «БалтОхранСоюз-СП», адрес: 191144, Санкт-Петербург, Кирилловская ул., д. 4, лит. Д, пом. 1-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП»), обратилось в Арбитражный суд города                                  Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004,                             Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН <***>,                       ИНН <***> (далее - Управление, УФАС), от 21.09.2020 по делу                          № 078/01/11-1922/2019.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2020 заявление ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» принято к производству суда с присвоением делу номера А56-112781/2020.

Общество с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Эверест-СП-Восток», адрес: 191144, Санкт-Петербург, Кирилловская ул., д. 4, лит. Д, пом. 1-Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «ОО «Эверест-СП-Восток»), обратилось в Арбитражный суд города                                 Санкт-Петербурга и Ленинградской области с аналогичным заявлением.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2020 заявление ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» принято к производству суда с присвоением делу номера                              А56-114544/2020.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2021 дела № А56-112781/2020 и                        А56-114544/2020 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А56-112781/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по финансовому мониторингу, адрес: 107450, Москва, Мясницкая ул., д. 39-1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Росфинмониторинг).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021, в удовлетворении заявлений отказано.

В кассационных жалобах ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» и ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» (далее также – Общества), ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просят отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателей жалоб, в материалах отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие о достижении Обществами взаимовыгодного соглашения и его реализации путем совершения заявителями определенных действий или бездействия, направленных наповышение, снижение или поддержание цен на торгах.

В судебном заседании представители Обществ поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

От Управления поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нетрудоспособностью представителя, ведущего дело о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/11-1922/2019.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство ответчика, с учетом мнения представителей Обществ и пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, приняв во внимание, что явка представителя УФАС в судебное заседание не признана обязательной, не усмотрел установленных статьей 158 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для отложения судебного заседания и отклонил заявленное ходатайство.

Росфинмониторинг, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление от Росфинмониторинга поступила информация о возможных нарушениях требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) в действиях Обществ при участии в открытых конкурсах № 0172200004318000217 и 0172200004318000221 на оказание услуг по физической охране образовательных учреждений Калининского района  Санкт-Петербурга.

По результатам рассмотрения указанной информации и дополнительно истребованных приказом Управления от 11.12.2019 № 563/19 документов в отношении Обществ возбуждено дело № 078/01/11-1922/2019 о нарушении антимонопольного законодательства  по признакам пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов антимонопольного дела Управление 21.09.2020 вынесло решение № 078/01/11-1922/2019, которым признало в действиях Обществ нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона                            № 135-ФЗ, выразившееся в заключении запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах при участии в открытых конкурсах № 0172200004318000217 и 0172200004318000221.

Одновременно с принятым решением Управлением выдано предписание по делу № 078/01/11-1922/2019, которым обязало Общества прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в заключении устного антиконкурентного соглашения при совместном (попарном) участии в открытых конкурсах № 0172200004318000217 и 0172200004318000221, а именно обеспечить условия для предупреждения заключения запрещенных Законом № 135-ФЗ соглашений при совместном участии в торгах, прекратить участие в выявленном УФАС картеле.

Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Общества обжаловали их в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных требований отказали, поддержав позицию УФАС о наличии в действиях заявителей признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Обществ не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В рассматриваемом случае УФАС на основании анализа конкурентной среды по предмету торгов, документов, информации, представленных по его запросам, установило, что в 2016-2019 годах Общества совместно участвовали в открытых конкурсах № 0172200004318000217 и 0172200004318000221 на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по физической охране образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга.

Конкурсы прошли при минимальном снижении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) - на 0,0015%.

При этом заявки ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» содержали все документы для получения максимальных баллов по неценовым критериям оценки, а заявки ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» не содержали документов для получения баллов для неценовых критериев оценки в полном объеме.

В этой связи УФАС пришло к выводу, что ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» подавало заявки не в целях победы и заключения контрактов, а в целях имитации конкуренции и страховки ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» как заранее согласованного победителя торгов, а также в целях признания конкурсов состоявшимися и недопущения дополнительного контроля со стороны органов власти.

УФАС проанализированы сведения, содержащиеся на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, информация и сведения с электронных торговых площадок, а также информация Федеральной налоговой службы России, в том числе с официального общедоступного сайта ФНС России http://www.nalog.ru об участниках Обществ, информация, представленная удостоверяющим центром как по рассматриваемым в рамках антимонопольного дела, так и по иным закупкам, в которых участвовали названные организации.

В соответствии с информацией, предоставленной сайтом http://www.spark-interfax.ru/, генеральный директор ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» ФИО3 и единственный участник ФИО4 в 2012 году были участниками ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» с уставным капиталом - 50%.

Согласно информации, представленной Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга, в заявке на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание охранных услуг образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга Общества указали одинаковый контактный номер телефона.

Также антимонопольным органом учтено совпадение юридических адресов Обществ и идентичность их уставов.

Согласно информации, представленной Росфинмониторингом, между Обществами имеют место финансово-хозяйственные связи, в частности в период с июля 2018 года по май 2019 года ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» перечислило около 7 100 000 руб. на счет ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП»; в период с августа 2018 года по февраль 2019 года ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» перечислило около 4 200 000 руб. на счет ООО «ОО «Эверест-СП-Восток».

Общества выписывали на имя одного лица - ФИО5 доверенности от 17.12.2018 № 5/18 и от 17.11.2018  № 2  на осуществление всех необходимых действий, в том числе подписание заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по физической охране образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга № 0172200004318000221 в соответствии с наименованием конкурса на право заключения государственного контракта, и доверенности от 17.12.2018 № 4/18 и от 17.12.2018 № 1 на осуществление всех необходимых действий, в том числе подписание заявок на участие в конкурсе на оказание услуг по физической охране образовательных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга № 0172200004318000217 в соответствии с наименованием конкурса на право заключения государственного контракта.

Согласно информации, представленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу, ООО «ОО «БалтОхранСоюз-СП» выдало доверенность от 04.09.2017 № 78АБ 2302035 на ФИО6, ФИО7 и ФИО8 на представительство во всех государственных, административных и иных организациях. В свою очередь, ООО «ОО «Эверест-СП-Восток» выдало доверенности от 16.03.2016 № 78 АБ 0293568 на ФИО6 и ФИО7 и от 26.12.2018 № 78 АБ 4620618 на                         ФИО7 и ФИО8 на представительство во всех государственных, административных и иных организациях.

Также УФАС в соответствии со штатными расписаниями установлено, что в Обществах один начальник службы охраны и один главный бухгалтер.

Названные обстоятельства расценены УФАС как реализация заявителями модели поведения, при которой Общества намеренно совместно принимали участие в торгах и избрали такую стратегию поведения, чтобы получить определенные экономическую выгоду в виде заключения государственных контрактов при максимальном сохранении уровня начальной цены, предложенной заказчиком. В данном случае Общества распределили между собой торги и определили для себя приемлемый процент снижения первоначальной цены в целях получения максимальной прибыли. Выявленные Управлением факты достаточно и достоверно свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между заявителями, целью действий которых являлась практическая реализация механизма, способного поддержать цену на торгах.

С учетом совокупности установленных в рамках антимонопольного дела обстоятельств, нашедших свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, суды двух инстанций  признали доказанными выводы Управления о наличии в действиях Обществ вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, а также законности оспоренных решения и предписания УФАС.

 Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам,  нормы материального и процессуального права применены правильно. Кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2021 по делу № А56-112781/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы обществ с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Эверест-СП-Восток» и «Охранная организация «БалтОхранСоюз-СП» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова