ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-114313/20 от 19.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 апреля 2022 года

Дело №

А56-114313/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,

при участии председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области Никифорчин Н.А., от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Полторецкого С.В. (доверенность от 28.12.2021),

рассмотрев 19.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2021 по делу № А56-114313/2020,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (188560, Ленинградская обл.,        г. Сланцы, Трестовский пер., д. 6; ОГРН 1144707001284; ИНН 4707037193;  далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1089847323026; ИНН 7840396953; далее – Управление) решения от 18.11.2020 по делу № 047/01/18.1-3031/2020, а также предписания от 18.11.2020 по указанному делу.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Богомазов Иван Всеволодович.

Решением суда первой инстанции от 26.07.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание являются правомерными.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.

Жалоба рассмотрена в отсутствие Богомазова И.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов Комитетом (организатор торгов) размещено извещение от 29.10.2020 № 291020/8556663/01 о проведении процедуры приема заявлений граждан о согласовании предоставления земельных участков, расположенных в границах территории муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.

По лотам № 2, № 4 на указанную процедуру выставлены земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах 47:28:0110001, 47:28:0102002 площадью 600 кв.м. и 2500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной неразграниченной собственности, в аренду сроком 20 лет, местоположение земельных участков: Российская Федерация, Ленинградская обл., Сланцевский муниципальный район (категория земель – земли населенных пунктов).

В Управление поступила жалоба Богомазова И.В. от 02.11.2020 и 13.11.2020 на действия Комитета при организации и проведении процедуры приема заявлений граждан о предварительном согласовании предоставления земельных участков по лотам № 2, № 4 в связи с нарушениями частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившимися в отсутствии в извещении адреса или иного описания местоположения земельных участков в соответствии с требованиями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Решением Управления от 18.11.2020 по делу № 047/01/18.1-3031/2020  жалоба Богомазова И.В. признана обоснованной; об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение от 29.10.2020                        № 291020/8556663/01 Комитету по указанному делу выдано предписание от 18.11.2020.

Комитет, не согласившись с решением и предписанием Управления, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованности и неправомерности оспариваемых решения и предписания, заявленные требования удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ наряду с установленными
частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ, в извещении, в частности, указываются: адрес или иное описание местоположения земельного участка (подпункт 5); кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать (подпункт 6); площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать (подпункт 7); адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (подпункт 9).

Согласно пункту 3 статьи 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1); об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 2).

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в извещении от 29.10.2020 № 291020/8556663/01 о проведении процедуры приема заявлений граждан о согласовании предоставления земельных участков по лотам № 2, № 4 указаны земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах 47:28:0110001, 47:28:0102002 площадью 600 кв.м. и 2500 кв.м., вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, находящиеся в государственной неразграниченной собственности, в аренду сроком 20 лет, местоположение земельных участков: Российская Федерация, Ленинградская обл., Сланцевский муниципальный район (категория земель – земли населенных пунктов).

Исходя из того, что подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ не предусмотрена обязанность указания исключительно точного адреса земельного участка, который предстоит образовать, или координат границ земельного участка, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что в названном извещении описание местоположения земельных участков указано в соответствии с требованиями упомянутой нормы – указаны кадастровый квартал, площадь земельного участка и его местоположение.

Судами также установлено, что схемы расположения спорных земельных участков были предоставлены в бумажном виде (том 1, л.д. 26-27). При этом в извещении указано, что со схемой расположения земельных участков можно ознакомиться по соответствующему адресу уполномоченного органа.

В связи с этим суды пришли к выводу о том, что лицам, заинтересованным в приобретении прав на указанные земельные участки, была предоставлена возможность ознакомления со схемами данных земельных участков, в которых указаны конкретные точки координат границ данных земельных участков.

Судами также указано, что требованиями к форме заявления о намерении участвовать в аукционе по приобретению прав на указанные земельные участки также не содержалось требований об указании конкретного адреса или координат земельного участка; местоположение испрашиваемого земельного участка могло быть указано в заявлении так же, как оно указано в извещении; в материалах дела отсутствуют сведения, что какая-либо из заявок претендентов была отклонена по причине неправильного указания местоположения земельного участка.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что извещение от 29.10.2020 № 291020/8556663/01 не противоречит положениям статьи 39.18 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых решения и предписания Управления требованиям Закона            № 135-ФЗ, а также о нарушении ими прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2021 по делу № А56-114313/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

И.Г. Савицкая

 В.М. Толкунов