ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 октября 2023 года
Дело №А56-11487/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: Никифорова Д.А. по доверенности от 07.10.2022,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27403/2023) публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1»
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 по делу № А56-11487/2023,
принятое по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1» к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждение «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга»
об обязании,
установил:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (далее – истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» (далее – ответчик, Агентство), в котором просит:
- признать незаконным отказ в предоставлении запрашиваемых сведений (от 25.11.2022 исх. №10240-02/14);
- обязать Агентство предоставить сведения по форме № 9: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; количество лиц, постоянно проживающих в указанных жилых помещениях в многоквартирном доме; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 в иске отказано.
Истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что законодательством предусмотрено право Компании обратиться в органы регистрационного учета с запросом о предоставлении сведений о регистрации физических лиц, являющихся потребителями услуги отопления и ГВС, для осуществления с ними расчетов.
Компания наделена статусом оператора персональных данных физических лиц – потребителей услуги отопления и ГВС, в связи с чем, вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъектов персональных данных (граждан-абонентов). Агентство, в свою очередь, будучи регистрирующим органом, располагает сведениями о собственниках (нанимателях) жилых помещений и способно их предоставить Компании и в отсутствие согласия субъектов персональных данных.
Определением апелляционного суда от 17.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 05.10.2023.
До заседания от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, ввиду невозможности обеспечить явку представителя.
Апелляционный суд в соответствии со статьями 156, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усмотрел оснований для отложения судебного заседания, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Присутствующий в заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Компания обратилась к Агентству с запросом от 25.11.2022 № 10240-02/14 о предоставлении информации о собственниках (нанимателях) жилых помещений, приложив к заявлению перечень жилых помещений.
Письмом от 28.12.2022 исх. № 22-5627/22 Агентство оставило запрос без удовлетворения, в связи с отсутствием согласия граждан на передачу персональных данных без их согласия третьим лицам.
Полагая отказ Агентства в предоставлении информации о нанимателях жилых помещений незаконным, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 157.2 этого Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: представлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 №192-п утвержден Регламент, согласно пункту 1.1 которого он вводится в целях представления актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии отделов вселения и регистрационного учета с организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления
(пункт 1.2 Регламента).
Взаимодействие отделов вселения и регистрационного учета с подразделениями, осуществляющими начисления платы за жилье и коммунальные услуги, осуществляется на основании заключенных Учреждением с организациями, имеющими лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга, соглашений на паспортно-регистрационное обслуживание граждан, которыми предусмотрено представление списков вновь зарегистрированных граждан, а также списков граждан, снятых с регистрационного учета по утвержденным Регламентом формам.
При этом организации, являющейся стороной по соглашению, представляются сведения только по домам, внесенным в перечень адресов многоквартирных домов раздела Реестра лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербург, деятельность по управлению которыми осуществляет данная организация.
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 Правил № 354, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя, в том числе:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, представляют ресурсоснабжающим организациям сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, управляющие организации являются оператором персональных данных, поскольку имеют право и обязаны осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В рассматриваемом случае Агентство не относится к числу лиц, обязанных представлять информацию Компании.
Наличие у Компании статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных услуг не свидетельствуют о наличии у Агентства соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 № 307-ЭС20-22560.
Поскольку Агентство не обязано предоставлять Компании запрашиваемые сведения, у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 26-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2023 по делу № А56-11487/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В. Савина
Судьи
Н.А. Мельникова
Е.М. Новикова