АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 2021 года | Дело № | А56-11633/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В., рассмотрев 13.12.2021 кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу № А56-11633/2021, у с т а н о в и л : Общество с ограниченной ответственностью «ТЮК», адрес: 119333, Москва, Ленинский пр., д. 52, эт. подвальный, пом. II, ком. 8, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Таможня), от 27.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-2332/2020, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 50 000 руб. административного штрафа. Определением суда от 24.02.2021на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства. Решением суда от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, поскольку при таможенном оформлении обнаружено отсутствие на товарах информации о наименовании или товарном знаке изготовителя, что не позволило таможенному органу идентифицировать и применить представленный сертификат соответствия. В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 29.05.2020 № 200529-N, заключенного с компанией «CHANGZHOU NASCENCE INTERNATIONAL TRADING CO., LTD» (Китай), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и предъявило к таможенному оформлению по декларации на товары (далее - ДТ) № 10216170/061120/0292589 товары - бамперы и их части (детали декоративные) для моторных транспортных средств, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД) - 8708109009 (товар № 1), и части и принадлежности кузовов (детали декоративные) для моторных транспортных средств, код ТН ВЭД - 8708299009 (товар № 2). Задекларированные Обществом товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Решение № 877) и утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 (далее – Решение № 77) Перечню продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) товары № 1 (код ТН ВЭД 8708109009) и № 2 (код ТН ВЭД 8708299009), задекларированные по названной ДТ, подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме получения сертификата соответствия. В графе 44 названной ДТ заявлены сведения о сертификате соответствия от 17.01.2020 № RU С-DE.НА46.В.00123/20 со сроком действия до 16.01.2024, подтверждающем соответствие ввозимых товаров требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В результате проведенного таможенного досмотра установлено, что она маркировке ввезенных товаров отсутствуют сведения об изготовителе - компании «Changzhou Nascence International Trading Co., Ltd», заявленные в ДТ и указанном сертификате соответствия, и товарном знаке «SCHNIEDER», указанном в графе 31 ДТ (акт таможенного досмотра № 10216120/101120/006548). Установив несоблюдение Обществом установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, Таможня 14.11.2020 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении № 10216000-2332/2020, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, 14.12.2020 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 10216000-2332/2020. Постановлением Таможни от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении № 10216000-2332/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде 50 000 руб. административного штрафа. Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, придя к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, признали оспариваемое постановление Таможни незаконным и отменили его. Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Проверив обоснованность доводов Таможни, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы. Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 50 000 руб. до 300 000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов. Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 этого Закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Решением № 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), согласно которому подтверждение соответствия осуществляется путем представления сертификата соответствия. Решением № 77 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Из названного Перечня следует, что при декларировании товаров с кодом ТН ВЭД 8708 10 900 9 представляется документ об оценке соответствия требованиям ТР ТС 018/2011. Область применения ТР ТС 018/2011 распространяется на колесные транспортные средства и компоненты транспортных средств и устанавливает форму подтверждения их соответствия (декларация о соответствии или сертификат соответствия). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в ДТ подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт представления Обществом при ввозе компонентов для моторных транспортных средств необходимых в соответствии с действующим законодательством разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввезенных товаров требованиям ТР ТС 018/2011 (действующего сертификата соответствия от 17.01.2020 № RU С-DE.НА46.В.00123/20), отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что действие названного сертификата не распространяется на задекларированные товары, или его недействительности, суды пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Приведенные Таможней доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, и по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют. При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов Таможни. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу № А56-11633/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения. | ||||
Судья | С.В. Лущаев | |||