ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-119877/2022 от 10.10.2023 АС Северо-Западного округа

609/2023-69745(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., 

при участии от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования  Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Цыб И.В.  (доверенность от 08.02.2023), от Управления Федеральной антимонопольной  службы по Санкт-Петербургу Мороза Е.В. (доверенность от 26.05.2023), 

рассмотрев 10.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 30.06.2023 по делу № А56-119877/2022, 

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (197046, 

г. Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10А; ОГРН 1027806860707; ИНН  7812014120; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании  недействительными решения и предписания Управления Федеральной  антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я 

; ИНН

линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН ; далее –  Управление) от 11.10.2022 по делу № 44-3453/22. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с  ограниченной ответственностью «Группа компаний «ИНТРА» (600024, 

г. Владимир, ул. Пугачева, д. 60А, пом. 6; ОГРН 1153327004335; ИНН  3327129470; далее – Общество) и общество с ограниченной ответственностью  «РТС-тендер» (121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А, этаж 25, 

пом. № 1; ОГРН 1027739521666; ИНН 7710357167).

Суд в связи с реорганизацией в форме присоединения заменил Учреждение  на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (194214, г. Санкт-

1027801558223

; ИНН

т 24.03.2023

в удовлетворен

Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А; ОГРН ).

Решением суда первой инстанции о ии  заявленных требований отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2023 решение суда  первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судом апелляционной инстанции норм материального права и на  несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит 


постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя  жалобы, оспариваемые решение и предписание являются правомерными. 

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы  жалобы, представитель Учреждения просила в ее удовлетворении отказать. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в  деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом,  Учреждением (заказчик) на официальном сайте единой информационной  системы в сфере закупок размещено извещение от 29.08.2022 

 № 0272100000122000213 о проведении открытого конкурса в электронной  форме на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению  протезов нижних конечностей для инвалидов в 2022 году. 

Общество обратилось в Управление с жалобой от 05.10.2022 на действия  заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении его заявки. 

Решением Управления от 11.10.2022 по делу № 44-3453/22 в действиях  Учреждения признано нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Федерального  закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 

(далее – Закон № 44-ФЗ).

Об устранении выявленных нарушений Управление выдало Учреждению  предписание от 11.10.2022 по делу № 44-3453/22. 

Учреждение не согласилось с решением и предписанием антимонопольного  органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемых  решения и предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал. 

Суд апелляционной инстанции, установив, что у закупочной комиссии  имелись основания для отклонения заявки Общества, отменил решение суда  первой инстанции и удовлетворил заявленные требования. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения апелляционным судом норм материального и процессуального  права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ при  осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов  заказчик формирует с использованием единой информационной системы,  подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право  действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной  системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования,  предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 

статьи 31 настоящего Закона, требования, предъявляемые к участникам закупки  в соответствии с частями 2, 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31  настоящего Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих  соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование,  предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31  настоящего Закона (при наличии такого требования). 

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об  осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в  конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим  Законом. 

Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено  настоящим Законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок 


на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Законом. Порядок  рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками  в виде электронного документа (пункт 4 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ). 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок  участников закупки заказчик использует такой критерий, как квалификация  участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве  собственности или ином законном основании оборудования и других  материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и  деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня  квалификации. 

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона № 44-ФЗ порядок оценки заявок  участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого  критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021

 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее –  Положение № 2604), пунктом 3 которого установлено, что для оценки заявок в  соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки  «квалификация участников закупки» (подпункт «г»). 

Как предусмотрено пунктом 24 Положения № 2604, для оценки заявок по  критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если  иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из  показателей оценки, в том числе показатель: «наличие у участников закупки  финансовых ресурсов» (подпункт «а»). 

В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона № 44-ФЗ не позднее  двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок  на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2  части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения  и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в  извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению  закупок: рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также  информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в  соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о  признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей  требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на  участие в закупке (подпункт «а»); осуществляют оценку вторых частей заявок на  участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании  соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию,  предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Закона (если такой  критерий установлен извещением об осуществлении закупки) (подпункт «б»). 

Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ при рассмотрении  вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит  отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в  заявке на участие в закупке. 

В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что согласно  разделу III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе  (Приложение № 5 к извещению о проведении закупки) при оценке заявок по  критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них  финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве  собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с  предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников  определенного уровня квалификации» применяется показатель «Наличие у 


участников закупки финансовых ресурсов». По данному показателю  оцениваются такие финансовые ресурсы участника закупки, как стоимость  чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными  средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной  деятельности с суммой договора. К оценке принимаются бухгалтерский баланс  и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о  принятии налоговым органом. 

Судом апелляционной инстанции также установлено, что в составе второй  части заявки Общества (идентификационный № 112605110) содержался  бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний  отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом. 

При рассмотрении данных, представленных в составе заявки, заказчиком  выявлено, что оборотный баланс Общества за 2021 год (строка 1200), активы  баланса (строка 1600) и выручка (строка 2110) составляют 9 725 388 руб.,  9 726 700 руб. и 9 971 922 руб. соответственно. При этом сумма пассива за  2021 год составляет 127 542 руб. (строка 1700). 

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О  бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет ведется  посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не  установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов  бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров  бухгалтерского учета. 

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 402-ФЗ в целях  формирования государственного информационного ресурса экономический  субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой  бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения  экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей. 

Как установил апелляционный суд, заказчиком было выявлено значительное  несоответствие между данными бухгалтерского баланса и отчета о финансовых  результатах, представленных Обществом в составе заявки, и данными, которые  содержатся в государственном информационном ресурсе. 

Так согласно данным государственного информационного ресурса  оборотный баланс (строка 1200), активы баланса (строка 1600) и выручка  (строка 2110) Общества за 2021 год составляют 126 229 руб., 127 542 руб. и  971 922 руб. соответственно; суммы актива и пассива за 2021 год (127 542 руб.)  в отличие от сведений, представленных в составе заявки, являются равными. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной  инстанции пришел к выводу о недостоверности сведений, содержащихся в  бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах, представленных  Обществом в составе заявки, об обоснованности отклонения его заявки  Учреждением, а также о несоответствии оспариваемых решения и предписания  Управления упомянутым нормам и о нарушении прав и законных интересов  заявителя. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

В связи с этим апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции 


и удовлетворил заявленные требования. 

Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам,  установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку  нормы материального и процессуального права применены апелляционным  судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной  оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  30.06.2023 по делу № А56-119877/2022 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи Е.А. Аникина

 А.Г. Кудин