ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-132390/2022 от 05.03.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 марта 2024 года

Дело №А56-132390/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Геворкян Д.С., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности от 12.04.2023 (онлайн)

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 01.12.2022,

ФИО4 на основании выписки из ЕГРЮЛ

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-3841/2024, 13АП-3843/2024) Минэкономразвития России и Федерального казначейства на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2023 по делу № А56-132390/2022, принятое

по иску Ростуризма (правопреемник – Минэкономразвития России)

к ООО "Фрегат"

3-е лицо: Федеральное казначейство

о взыскании субсидии

установил:

Федеральное агентство по туризму (ОГРН: <***>, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, далее – Ростуризм, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Фрегат» (ОГРН: <***>, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Владимирский пр-кт, 9, лит. А, далее – ООО «Фрегат», Общество, ответчик) субсидии в размере 1 927 200 руб.

На основании Указа Президента РФ от 20.10.2022 №759 Ростуризм упразднен, функции Ростуризма переданы Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН: <***>, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, далее - Минэкономразвития России, Министерство, истец).

К участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство (ОГРН: <***>, адрес: 101000, Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, стр. 1, далее – Казначейство, третье лицо).

Решением от 21.12.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Министерство и Казначейство обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Казначейство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 534 (далее - Правила) между Ростуризмом и ООО «Фрегат» заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическому лицу от 24.12.2019 №174-11-2019-105 (т.1 л.д.7-10).

В силу пункта 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами N 534 при представлении получателем документов, указанных в приложении N 1 к Соглашению.

Согласно п. 3.4 Соглашения условием предоставления Субсидии является согласие Получателя на проведение Агентством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей, и порядка предоставления Субсидии. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путём подписания Соглашения.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Соглашению для предоставления субсидии Общество должно было предоставить справку налогового органа, подтверждавшую отсутствие у туроператора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежавших уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 4.1.2 Ростуризм в течение 15 рабочих дней после окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам N 534.

Как указано в пункте 4.1.5 Соглашения, в случае установления Ростуризмом или получения им от органа государственного финансового контроля информации о факте/фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами N 534 и Соглашением, в том числе указания в представленных получателем документах недостоверных сведений, Ростуризм обязан направить получателю требование о возврате субсидии в федеральный бюджет, в котором установлены размер возвращаемой субсидии и срок ее возврата.

В силу пункта 4.3.3.2 Соглашения Общество обязалось возвратить в федеральный бюджет субсидию в размере и в срок, определенные в указанном в пункте 4.1.5 требовании.

28.12.2019 Ростуризмом во исполнение пункта 3.3 Соглашения была перечислена субсидия ООО «Фрегат» в размере 1 927 200 руб. (платежное поручение от 28.12.2019 № 405376 – т.1 л.д.12).

В рамках плановой выездной проверки 04.08.2021 Федеральным казначейством установлено нарушение ООО «Фрегат» подпункта «г» пункта 7 и подпункта «г» пункта 8 Правил (представление Федерального казначейства от 12.10.2021 № 07-04-04/17-24788). Так, у ООО «Фрегат» отсутствовало подтверждение (справка) задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1 число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии. Отсутствие у Получателя заложенности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одним из условий выдачи Субсидии. В случае выявления у получателя субсидии задолженности, он обязуется вернуть Субсидию в федеральный бюджет (пункт 4.3.3.2. Соглашения).

В дополнение к этому Федеральное казначейство направило в Ростуризм информацию о наличии у ООО «Фрегат» задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего дате подачи заявки на предоставление Субсидии (письмо Федерального казначейства от 29.06.2022 № 07-04-04/17-16049).

На основании результатов проверки Казначейства России Ростуризм направил требование о возврате в доход федерального бюджета Субсидии в размере 1 927 200 руб. (письмо Ростуризма от 03.11.2022 № 19250/ГП).

Обществом денежные средства не возвращены, какие-либо разъяснения по указанным обстоятельствам не предоставлены. Указанные обстоятельства послужили Ростуризму основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Общества в пользу Российской Федерации суммы предоставленной субсидии.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту "г" пункта 7 Правил N 534 получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Правил N 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявка Общества направлена в Ростуризм 28.11.2019 и зарегистрирована 02.12.2019 (т.1 л.д.69).

В материалы дела представлена справка №2633895 об отсутствии у Общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 22.11.2019 (т.1 л.д.70).

По мнению Министерства и Казначейства, Обществом в составе заявки не была представлена справка об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов по состоянию на 01.10.2019, что является нарушением условий предоставления субсидии. Таким образом, при наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то есть злоупотребляя правом, ООО «Фрегат» подало заявку от 28.11.2019 и получило субсидию при отсутствии для этого правовых оснований.

В месте с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что прием заявок Ростуризмом осуществлялся до 02.12.2019, заявка Общества поступила в Агентство и зарегистрирована 02.12.2019, на дату заключения сторонами Соглашения (24.12.2019) и на дату фактического получения бюджетных денежных средств (п/п N 405376 от 28.12.2019) Общество не имело задолженности по уплате обязательных платежей, в связи с чем получило субсидии при наличии для этого правовых оснований.

Кроме того, согласно пункту 4.1.2 Соглашения Ростуризм в течение 15 рабочих дней после окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам N 534.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для взыскания с Общества суммы ранее предоставленной субсидии, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Аналогичная правовая позиция по аналогичным обстоятельствам изложена судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу №А56-132395/2022, до рассмотрения которого судом первой инстанции было приостановлено производство по настоящему делу.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2023 года по делу № А56-132390/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобыМинистерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Д.С. Геворкян

О.В. Фуркало