ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-133405/2022 от 17.10.2023 АС Северо-Западного округа

609/2023-71481(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., 

при участии от федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего образования «Государственный  университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»  ФИО1 (доверенность от 30.12.2022), 

рассмотрев 17.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу № А56-133405/2022, 

у с т а н о в и л:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования «Государственный университет морского и речного флота  имени адмирала С.О. Макарова» (198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 

д. 5/7; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Учреждение)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением о признании недействительным решения Управления  Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-

; ИНН

Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН ;  далее – Управление) от 13.10.2022 по жалобе № Т02-508/22. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП  <***>). 

Решением суда первой инстанции от 04.04.2023 заявленные требования  удовлетворены. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.07.2023 решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и  постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы,  оспариваемое решение является правомерным. 

В судебном заседании представитель Учреждения просил в удовлетворении  жалобы отказать. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в  деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 


Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном  сайте единой информационной системы в сфере закупок Учреждением  (организатор торгов) было размещено извещение от 23.09.2022 № 32211711978  о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого  могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право  заключения договора на поставку мебели для студентов общежития УГ-4  Учреждения. 

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011   № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг  Учреждения в редакции от 29.04.2022. 

В соответствии с протоколом подведения итогов закупки от 30.09.2022   № 32211711978-01 заявка ФИО2 отклонена от участия в закупке в связи с  тем, что в нарушение требований подпункта 2 пункта 18.2 извещения заявка не  соответствует инструкции по заполнению «Предложения на поставку товара»  (приложение № 1 к заявке, форма № 2), пункту 7 Технического задания  (таблица) (приложение № 3 к извещению). 

ФИО2, сославшись на необоснованное отклонение его заявки,  направил в Управление жалобу от 07.10.2022 на действия организатора торгов. 

Решением Управления от 13.10.2022 по жалобе № Т02-508/22 в действиях  организатора торгов признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3  Закона № 223-ФЗ, выразившееся в предъявлении к участникам закупки  требований, которые не указаны в документации о закупке. 

 Учреждение не согласилось с решением антимонопольного органа и  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности оспариваемого  решения, заявленные требования удовлетворил. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке  является документом, который регламентирует закупочную деятельность  заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок  определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены  договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем,  подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей  правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику  (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее – формула  цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги,  определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и  осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3  настоящего Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и  исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки  положения. 

Согласно статье 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной  закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за  исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая  размещается в единой информационной системе вместе с извещением об  осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том 


числе частью 10 статьи 4 настоящего Закона (часть 9); заявки на участие в  конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию,  оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации  о закупке в соответствии с настоящим Законом и положением о закупке  заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме  устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с  положением о закупке заказчика (часть 10). 

Под запросом котировок в целях настоящего Закона понимается форма  торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник  закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным  извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену  договора (часть 20 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ). 

Как предусмотрено частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о  конкурентной закупке должны быть указаны, в частности, требования к  содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке 

(пункт 2).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг  заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости,  отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по  отношению к участникам закупки (пункт 2). 

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о  конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается  предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а  также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и  сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые  не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам  закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям  исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на  участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко  всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к  условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). 

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ любой участник  закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке,  установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), с учетом особенностей,  установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии  по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке  товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и  законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в  частности, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением  требований настоящего Закона и (или) порядка подготовки и (или)  осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в  единой информационной системе положении о закупке такого заказчика 

(пункт 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный  орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица,  организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или  аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении  договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых  является обязательным в соответствии с законодательством Российской  Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении  закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, 


рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской  Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Как предусмотрено частью 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, по результатам  рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа  принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в  случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных  не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка  организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов  или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка  осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений,  процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах  строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания,  предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что в соответствии с пунктом 13 извещения от 23.09.2022 № 32211711978  заявка на участие в запросе котировок должна состоять из ценового  предложения и одной части. Заявка должна содержать описание поставляемого  товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются  предметом закупки, а также сведения об участнике закупки, информацию о его  соответствии требованиям (если такие требования установлены в извещении о  проведении запроса котировок в электронной форме) и об иных условиях  исполнения договора в соответствии с требованиями извещения о проведении  запроса котировок в электронной форме. Требования к содержанию, форме,  оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной  форме установлены в пункте 18 извещения. 

Согласно подпункту 1 пункта 18.1 извещения для участия в запросе  котировок участник закупки подает заявку на участие в закупке в соответствии с  формами документов, установленными в извещении. Заявка участника закупки  на участие в запросе котировок должна содержать ценовое предложение и одну  часть в составе: заявка на участие в запросе котировок по форме № 1  (приложение № 1 к извещению) должна содержать декларацию о соответствии  участника закупки установленным требованиям, а также предложение участника  закупки в отношении предмета (качества, технических и иных характеристик  товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам  (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, к результатам  работ, услуг, объемам работ, услуг) и других условий договора, в том числе  предложение о цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) по форме   № 2 (приложение № 1 к заявке) «Предложение на поставку товара (выполнение  работ, оказание услуг)», в формате Word и PDF. 

Как предусмотрено пунктом 2 инструкции по заполнению формы № 2  «Предложение на поставку товара» (приложение № 1 к заявке), при описании  товара используется, в частности, показатели первого вида – показатели, для  которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, графы   №№ 6, 7 таблицы пункта 7 Технического задания (приложение № 3 к  извещению), а также показатели четвертого вида – показатели, значения  которых не могут изменяться: графа № 11 таблицы пункта 7 Технического  задания (приложение № 3 к извещению). 

В силу подпункта 3.4 указанной инструкции при описании характеристик  товара в графе № 6 участник закупки по первому виду показателей указывает  конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и 


(или) максимальные значения, а по четвертому виду – значение, установленное  заказчиком. 

Судами двух инстанций установлено, что согласно протоколу подведения  итогов закупки от 30.09.2022 № 32211711978-01 заявка ФИО2 отклонена в  связи с тем, что не соответствует требованиям, установленным подпунктом 2  пункта 18.2 извещения – инструкции по заполнению «Предложения на поставку  товара» (приложение № 1 к заявке форма № 2), пункту 7 Технического задания  (приложение № 3 к извещению), а именно: по товару позиции 6 «Шкаф для  посуды» установлено требование к показателям «Кромка фасадов» – ABS и к  показателю «Толщина кромки» – минимальное значение 2 мм, максимальное  значение 3 мм, тогда как в заявке участника по показателю «Кромка фасадов»  указано – 2 мм, а по показателю «Толщина кромки» – АBS. 

Суды также установили, что показатель «Кромка фасадов» относится к  четвертому виду показателей, значение которого, согласно инструкции не может  изменяться. 

Таким образом, в данном показателе необходимо указывать – АBS (в заявке  ФИО2 указано – 2 мм). 

Показатель «Толщина кромки» относится к первому виду показателей, для  которых установлены максимальные и (или) минимальные значения. 

В Техническом задании для данного показателя установлено минимальное  значение – 2 мм, максимальное значение – 3 мм (в заявке ФИО2 

указано – АBS).

Исходя из того, что заполнение значений показателей предлагаемого к  поставке товара в заявке ФИО2 не соответствует указанным требованиям  инструкции по заполнению формы № 2 «Предложение на поставку товара» и  Технического задания, суды пришли к выводу об обоснованности отклонения  данной заявки Учреждением, отклонив как противоречащий фактическим  обстоятельствам, установленным по делу, довод Управления о том, что порядок  заполнения участниками значений показателей предлагаемого к поставке  товара, изложенный в пункте 3.4 инструкции по заполнению формы № 2, не  позволяет установить несоответствие предлагаемых участниками значений  положениям инструкции. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции  пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Управления  упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов  заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 


п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.07.2023 по делу № А56-133405/2022 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной  службы по Санкт-Петербургу – без удовлетворения. 

Председательствующий О.А. Алешкевич  Судьи Е.А. Аникина 

 И.Г. Савицкая