ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-15896/2022 от 12.10.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 октября 2022 года

Дело №

А56-15896/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 12.10.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества «Невский экологический оператор» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу                       № А56-15896/2022,

                                               у с т а н о в и л:

акционерное общество «Невский экологический оператор», адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д.1, к.2, лит.А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее – Общество, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее – ГЖИ, Инспекция) об оспаривании постановления от 20.01.2022 № 120/22 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде 5 000 руб. штрафа.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2022, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с ошибочностью вывода судов о нарушении региональным оператором периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, установленной пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), поскольку такая периодичность напрямую зависит от среднесуточной температуры в Санкт-Петербурге, а как таковое переполнение контейнеров по ряду причин находится вне зоны ответственности регионального оператора (соответственно не доказан состав правонарушения). Кроме того, податель жалобы обращает внимание суда на неустановление места совершения правонарушения и допущенные Инспекцией процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении: протокол осмотра территории составлен в отсутствие представителя Общества, которое не было извещено о проведении осмотра (нарушение требований статьи 27.8 КоАП РФ), материалы фотофиксации, приложенные к протоколу осмотра, не отвечают принципам относимости и допустимости доказательств (отсутствуют сведения о времени и месте осуществления фотофиксации, о примененных технических средствах, лице, осуществлявшем фотофиксацию).

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 27.12.2021 № 44-р, выданного во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 23.12.2021, Инспекцией в рамках проведения систематического наблюдения 08.01.2022 с 18:00 до 18:10 с участием понятых и с применением средств фотофиксации проведен осмотр контейнерной площадки, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д.24, корп.1 (далее - МКД) в ходе которого выявлено нарушение Обществом пункта 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам № 354, выразившееся в том, что на контейнерной площадке, которая закреплена за МКД по вышеуказанному адресу, не обеспечен своевременный вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), в связи с чем имеется переполнение контейнеров для сбора ТКО, вследствие чего мусор складируется рядом с контейнерами.

Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 08.01.2022 № 09/21/67-4 (с материалами фотофиксации).

По факту выявленного правонарушения Инспекцией в отношении Общества составлен протокол от 14.01.2022 № 09/21/67-4 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ; постановлением ГЖИ от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении № 120/22, Общество привлечено к административной ответственности согласно означенной квалификации, с назначением наказания в виде 5000 руб. административного штрафа.

Суды первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришли к выводу о законности оспариваемого постановления ГЖИ от 20.01.2022                         № 120/22, не установили нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Выводы судов о доказанности противоправности деяния Общества (применительно к статье 7.23 КоАП РФ) соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

Административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами № 354, в силу подпункта «а» пункта 31 которых исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт «а» Правил               № 354).

При этом, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление таких услуг круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1 (подпункт «в» пункте 3 Правил № 354).

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 и подпунктом «ж» пункта 4 Правил № 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО установлен разделом XV(1) Правил № 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.

Согласно пункту 148(12) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Исходя из подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

В пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления:

- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток;

- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО:

- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;

- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016                  № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156).

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Согласно пункту 4 Правил № 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключаются на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в том числе, с отражением графика вывоза твердых коммунальных отходов.

Типовой договор на сбор и вывоз ТКО в виде публичной оферты находится в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Общества.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что между Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Обществом подписано Соглашение от 02.09.2021 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - Соглашение), в соответствии с которым Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с условиями означенного Соглашения (пункты 2.1.1, 2.1.8, 2.1.11) в обязанности Общества входит осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также  соблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, емкостей для твердых коммунальных отходов на территории зоны деятельности Общества в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Согласно графику вывоза твердых коммунальных отходов, размещенного на официальном сайте Общества https://spb-neo.ru с контейнерной площадки, закрепленной за вышепоименованным МКД, вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ежедневно.

Факт нарушения Обществом периодичности вывоза ТКО, установленной пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, а также графиком вывоза ТКО, установлен административным органом и судами, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 08.01.2022 № 09/21/67-4 (с материалами фотофиксации), а равно представленными в дело заявками управляющей МКД компании ЗАО «Петрострой» о критической переполненности контейнеров и необходимости обеспечения региональным оператором ежедневного вывоза отходов.

Судами дана оценка и отклонены доводы подателя жалобы о недоказанности в действиях Общества нарушения периодичности вывоза ТКО, поскольку из приложенных к протоколу осмотра от 08.01.2022 фотографий с очевидностью усматривается переполнение контейнеров для сбора ТКО по вышеуказанному адресу, мусор складируется рядом с контейнерами и занесен снегом.

Пункт 30 Правил № 1156 предусматривает в отношении каждого мусоровоза ведение маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.

Для подтверждения своей позиции в рамках административного производства 12.01.2022 Обществу было предложено предоставить маршрутный журнал, отчет по посещению геозон за спорный период на спорную контейнерную площадку, чего им сделано не было. Иных документов, из которых возможно достоверно установить факт оказания услуги по вывозу ТКО с вышеуказанной контейнерной площадки, суду не представлено.

Как правильно отметил суд, график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148(22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества, не нарушая режим вывоза.

В любом случае, вывоз ТКО должен осуществлять с периодичностью, не допускающей переполнение контейнера, либо складирование ТКО вне контейнерной площадки.

Означенный вывод суда (при доказанности того, что Общество является региональным оператором) является правильным.

Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, суды удостоверились в наличии в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.

Вывод судов о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможностью соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.

Такая позиция суда соответствует материалам административного производства, содержанию оспариваемого постановления и представленным в дело доказательствам.

Исходя из доводов жалобы, суды проверили порядок привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Так, для фиксации факта нарушений в порядке статьи 27.8 КоАП РФ должностным лицом Инспекции составлен протокол осмотра от 08.01.2022                   № 09/21/67-4 с участием двух понятых, при этом в протоколе имеется ссылка на прилагаемые к нему фотоматериалы; на фотографии указаны дата и адрес фотосъемки.

Отклоняя довод Общества о нарушении требований части 2 статьи 28.7 КоАП РФ (осуществление осмотра в отсутствие представителя юридического лица) суды правомерно обратили внимание на то, что правонарушение выявлено путем непосредственного осмотра территории общедоступным способом с улицы (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ), при этом осмотра помещений, территорий, документов заявителя в смысле статьи 27.8 КоАП РФ не проводилось.

Основанием для проведения осмотра 08.01.2022 придомовой территории многоквартирных домов Выборгского района Санкт-Петербурга послужило распоряжение от 27.12.2021 № 44-р, изданное Инспекцией во исполнение поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 23.12.2021, согласно которому должностным лицам Инспекции поручено осуществлять наблюдение за содержанием контейнерных площадок в новогодние и рождественские праздники 2022 года.

Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; административное наказание назначено Инспекцией в  минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Возможность признания правонарушения малозначительным (статьи 2.9 КоАП РФ) обоснованно исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения. При этом, как таковое устранение нарушений к таким основаниям отнесено быть не может.

Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ), а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3  статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 по делу № А56-15896/2022, оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества                              «Невский экологический оператор» – без удовлетворения.

Судья

Л.Б. Мунтян