ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-16351/2021 от 12.04.2022 АС Северо-Западного округа

878/2022-23304(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., 

при участии от Северо-Западного межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1  (доверенность от 18.10.2021 № 01-19/25424), ФИО2 (доверенность от  18.10.2021 № 01-19/25426), от общества с ограниченной ответственностью  «Контур СПб» ФИО3 (доверенность от 10.01.2022),  

рассмотрев 06.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу 

 № А56-16351/2021,

установил:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург,  Литейный пр., д. 39, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с  ограниченной ответственностью «Контур СПб», адрес: 196105, Санкт-Петербург,  пр. Юрия Гагарина, д. 1, лит. А, пом. 78-Н, комн. 533, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Контур СПб»), 1 315 321,25 руб.  платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021, в  удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное  применение судами двух инстанций норм материального права, а также  неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит  отменить решение от 10.09.2021 и постановление от 14.12.2021 и принять по  делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований. 

Как указывает Управление, исходя из акта обезвреживания отходов за II  квартал 2017 года, Общество самостоятельно в отсутствие соответствующей  лицензии произвело обезвреживание отходов, образовавшихся в результате  эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов  (подсланевые воды) (4 класс опасности, код ФККО 91110000000); при этом в  акте не указаны дата и процесс обезвреживания отходов. В таком случае, по  мнению подателя жалобы, Управление правомерно исчислило плату за  сверхлимитное размещение отходов в соответствии с пунктом 8 статьи 23  Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и  потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и пунктом 22 Правил исчисления и 


[A1] взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  03.03.2017 № 255. 

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы,  изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала  против удовлетворения данной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление по  результатам проведенной проверки за исчислением платы за негативное  воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) согласно представленной  ООО «Контур СПб» 14.11.2018 соответствующей декларации за 2017 год на  основании пункта 46 Правил № 255 произвело перерасчет платы за НВОС, в  результате чего у Общества образовалась задолженность в размере 1  315 321,25 руб. (акт от 03.10.2019 № 04-28/10431). 

В качестве основания произведенного перерасчета платы за НВОС в  акте от 03.10.2019 указано на неправомерное неначисление платы за  накопление отходов производства и потребления более 11 месяцев в  отсутствие лицензии на утилизацию (обезвреживание) указанных отходов у  лица, осуществляющего утилизацию (обезвреживание). 

Акт от 03.10.2019 № 04-28/10431 с приложенным требованием о  погашении задолженности Управлением был направлен в адрес ООО «Контур  СПб». 

Неисполнение Обществом в добровольном порядке указанного  требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный  суд с рассматриваемым иском. 

Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для  удовлетворения заявленных требований.  

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей  удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под негативным  воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и  иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям  качества окружающей среды. 

 Одним из основных принципов охраны окружающей среды является  принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей  среде (статья 3 Закона № 7-ФЗ). 

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается в  том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления  (размещение отходов). 

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов  понимается их хранение и захоронение; хранение отходов определено как  содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего  захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как  изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных  хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в  окружающую природную среду; при этом объектом размещения отходов  является специально оборудованное сооружение, предназначенное для  размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал  горных пород и другое). 


[A2] Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение  устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы  (пункт 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ). 

В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в  течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их  размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона № 89-ФЗ). 

Из материалов дела усматривается, что у ООО «Контур СПб» в  отношении образуемых в ходе его хозяйственной деятельности «отходов  эмульсий и смесей нефтепродуктов (подсланевые воды)» имеются  свидетельство от 04.02.2014 о классе опасности отхода, паспорт на отходы под  кодом 54400000000000 согласно Федеральному классификационному каталогу  отходов (далее – ФККО) – 2002, утвержденные 15.07.2014 нормативы  образования отходов и лимиты на их размещение № 26-19874-0-14/19, а также  лицензия от 13.05.2016 серии 78 № 00076 на осуществление деятельности по  сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,  размещению отходов I – IV классов опасности. 

Управление, не оспаривая наличие указанных документов, произвело  доначисление платы за НВОС на основании выдвинутых претензий к  оформлению Обществом за II квартал 2017 года акта обезвреживания отходов  эксплуатации машин для транспортирования нефти и нефтепродуктов  (подсланевые воды)» IV класса опасности, код ФККО 91110000000, в котором  не указаны дата и процесс обезвреживания этих отходов. По мнению  Управления, из названного акта следует, что ООО «Контур СПб» передало само  себе поименованные отходы на обезвреживание в отсутствие лицензии на  осуществление деятельности по их обезвреживанию. 

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в  материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи (статья 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),  руководствуясь положениями статей 16, 18 и 23 Закона № 89-ФЗ, приказа  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 №  445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»  (далее – Приказ № 445), постановления Правительства Российской Федерации  от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору,  транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению  отходов I-IV классов опасности» (далее – Постановление № 1062), а также  разъяснениями, приведенными в письме Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации от 30.07.2014 № 05-12-44/16059 «О  направлении разъяснений» (далее – письмо Минприроды от 30.07.2017),  пришли к обоснованному выводу о выполнении Обществом требований  законодательства Российской Федерации в сфере обращения отходов  производства и потребления и отсутствии оснований у Управления для  начисления спорной платы за НВОС. 

Суды, оценивая представленные Обществом документы относительно  спорных отходов, обоснованно учли, что Приказом № 445 с 01.08.2014 введен  новый ФККО-2014, который сохранил преемственность ФККО-2002 и не  требовал переоформления разрешительной экологической документации  (письмо Минприроды от 30.07.2014). 

Также судами установлено, что Общество является лицензиатом в  области обращения с отходами. Так, 25.02.2013 Обществом была получена на  бессрочной основе лицензия на осуществление деятельности по  обезвреживанию отходов серии 78 № 00076. В соответствии с указанной  лицензией Общество осуществляло деятельность в области обращения с 


[A3] отходами, в частности, обезвреживание отходов эмульсий и смесей  нефтепродуктов. 

Указанная лицензия во исполнение требований Постановления № 1062  была переоформлена путем выдачи Обществу лицензии от 13.05.2016 серии 78   № 00076, в которую включены все виды отходов, входящие в группу отходов  91110000000 (коды ФККО 91110002314 и 91110001313). 

Отходы эксплуатации машин для транспортирования нефти и  нефтепродуктов (подсланевые воды), образованные на собственных судах в  2017 году, согласно представленным документам передавались по мере  накопления на станцию «ГОС-1», на которой производился процесс их  обезвреживания в соответствии с технологическим регламентом и на основании  действующей лицензии. 

При этом, как установлено судами, технология обезвреживания отходов  Общества на очистной станции «ГОС-1» за период с момента получения  соответствующей лицензии в 2013 году и после ее переоформления в 2016 году  не изменилась. 

На основе установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному  выводу о выполнении Обществом обязанности по обезвреживанию  образованных в 2017 году нефтесодержащих отходов в полном объеме в  соответствии с действовавшим в спорный период законодательством  Российской Федерации, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении  заявленных Управлением требований. 

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное  значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы  материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих  безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная  жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 10.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А56-16351/2021 оставить без  изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального  управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования –  без удовлетворения. 

Председательствующий И.Г. Савицкая
Судьи А.Г. Кудин

С.В. Соколова