ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-18515/2022 от 04.04.2023 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 апреля 2023 года

Дело №

А56-18515/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Маркина С.Ф., Соколовой С.В.,  

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Графит» ФИО1 (доверенность от 09.01.2023), от федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» ФИО2 (доверенность от 20.01.2023),

рассмотрев 29.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу № А56-18515/2022,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Графит», адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 75-79, лит. В, пом. 5-Н,                                        ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), в котором просило:

- признать незаконными действия Управления об отказе в согласовании проекта строительства торгово-развлекательного центра (далее – ТРК), возводимого на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский муниципальный р-н, г.п. Виллозское, п. Новогорелово, площадью 14 114 кв. м с кадастровым номером 47:14:0603001:8207 (далее – земельный участок), направленного письмами от 01.12.2021 № 08-299-ПБ и от 13.01.2022 № 08-02-ПБ, и обязать Управление согласовать проект строительства ТРК;  

- признать незаконными решения (действия) Управления об отказе в согласовании размещения (строительства) на земельном участке проезда, парковочных мест, тротуара, опор наружного освещения с кабельными линиями, ливневой канализации, коллектора переустраиваемой водоотводной канавы (далее – объекты) в границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 «Кольцевая автомобильная дорога вокруг   г. Санкт-Петербурга» (далее – КАД) и обязать Управление выдать Обществу письменное согласие (уведомление о согласии) на размещение (строительство) объектов в границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                ООО строительно-производственная компания «Зеленый Город», адрес:  198216, Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 140, лит. Е, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО СПК «Зеленый Город»), и                                       ООО «ЕвроТрансСтрой», адрес: 125167, Москва, Ленинградский <...>, ком. 21, ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 заявленные требования удовлетворены в части признания  незаконными решений (действия) Управления об отказе в согласовании размещения (строительства) на земельном участке объектовв границах придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД), на Управление возложена обязанность выдать заявителю такое согласие; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в обжалуемой части (в части удовлетворенных требований) оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении  требований Общества. Как указывает Управление,  оспариваемый отказ  принят на основании положений пункта 2 и подпункта 2 пункта 31 приказаМинистерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 № 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения», устанавливающих особый режим использования земельных участков, расположенных в границах придорожных полос автомобильных дорог. Поскольку планируемые к размещению объекты не предназначены для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, ремонта и содержания, не относятся к объектам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не являются объектами дорожного сервиса, то, по мнению подателя жалобы, оснований для испрашиваемого Обществом согласования не имелось.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала против удовлетворения данной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Графит» является собственником земельного участка, расположенного в границах населенного пункта (поселок Новогорелово Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области) и имеющего вид разрешенного использования –  предпринимательство.

Общество на основании разрешения на строительство от 31.08.2021                № 47-RU47511104-094К-2021, выданного Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области,  на земельном участке осуществляет строительство ТРК. Строительство осуществляется в соответствии с ограничениями и требованиями, содержащимися в Градостроительном плане земельного участка от 18.10.2019 № RU4751110400969С, оформленном администрацией Виллозского городского поселения Ломоносовского района Ленинградской области (далее – ГПЗУ).

 ООО СПК «Зеленый Город» и ООО «ЕвроТрансСтрой», входящие в перечень обслуживающих КАД организаций, выдали Обществу предписания от 24.11.2021 № 73 и № 24/11 с требованием остановить все виды работ в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД) до получения соответствующего разрешения от Управления.

Указанное обстоятельство послужило причиной для обращения      Общества в Управление с письмами от 01.12.2021 № 08-299-ПБ, от 17.12.2021 № 08-313-ЮО и от 13.01.2022 № 08-02-ПБ, в которых заявитель просил согласовать строительство ТРК и размещение объектов на земельном участке.  Одновременно Общество обратило внимание, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Виллозскогогородского поселения Ломоносовского района Ленинградской области проектируемые объекты капитального строительства в границу придорожной полосы КАД не входят.

Управление письмами от 10.12.2021 № 9114 и от 14.02.2022 № 0937 отказало Обществу в испрашиваемом согласовании со ссылкой на пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 № 727  «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», которым установлен запрет на строительство в придорожной полосе капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы и сервиса.

Полагая, что действия Управления по отказу в согласовании строительства ТРК и размещение объектов являются незаконными, Общество  обратилось в арбитражный суд  с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части  признания незаконными решений (действий) Управления об отказе в согласовании размещения объектов и обязал Управление выдать Обществу письменное согласие на размещение в границах земельного участка с кадастровым номером 47:14:0603001:8207проезда, парковочных мест, тротуара, опор наружного освещения с кабельными линиями, ливневой канализации, коллектора переустраиваемой водоотводной канавы  в  придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД).

Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты  подлежащими отмене на основании следующего.

В силу пункта 5 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации придорожные полосы автомобильных дорог являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Условия использования придорожной полосы автомобильных дорог определены в статье 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), обязательность соблюдения которых установлена в том числе для собственников и арендаторов земельных участков, расположенных в границах придорожных полос.

В  связи с этим нахождение земельного участка в границах придорожной полосы автомобильной дороги имеет для указанных лиц существенное значение.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 257-ФЗ придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.

Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с               учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Закона              № 257-ФЗ).

Частью 2 статьи 26 Закона № 257-ФЗ установлена ширина придорожной полосы в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития в размере:

1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 26 названного Закона).

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 13.12.2017                        № 3862-р «О внесении изменений в распоряжение Федерального дорожного агентства от 13.01.2014 № 5-р «Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Санкт-Петербурга» придорожная полоса на участках км 79+300 – км 114+800, расположенных в границах Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, установлена шириной в сто пятьдесят метров от границы полосы отвода с каждой стороны указанной автомобильной дороги.

 Таким образом, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона                   № 257-ФЗ и указанным распоряжением ширина придорожной полосы автомобильной дороги А-118 (КАД) составляет сто пятьдесят метров.

Между тем документы, подтверждающие нахождение земельного участка в границах придорожной полосы указанной автомобильной дороги (в стапятидесятиметровой зоне), в материалах дела отсутствуют.

 При этом в материалы дела представлена копия от 15.07.2022 документа из сервиса «Публичная кадастровая карта» Росреестра, которая наглядно демонстрирует местоположение земельного участка по отношению к автомобильной дороге А-118 (КАД). Согласно данному документу расстояние от автомобильной дороги А-118 (КАД) до ближайшей точки границы земельного участка составляет 355 м (т. 1, л.д. 133).

Из представленного в материалы дела ГПЗУ также не усматривается нахождение земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги               А-118 (КАД).

Следует отметить, что обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет (часть 7 статьи 26 Закона № 257-ФЗ).  

Доказательств наличия такого обозначения (например, информационными щитами (указателями), межевыми знаками) в отношении рассматриваемого участка КАД, которое позволило бы определить местонахождение земельного участка по отношению к границе придорожной полосы этой автомобильной дороги, в материалах дела  не имеется.

Судами указанные обстоятельства не исследовались и оставлены без должного внимания.

Вместе с тем нахождение земельного участка в придорожной полосе автомобильной дороги А-118 (КАД) имеет существенное значение, поскольку полномочия Управления по согласованию размещения объектов  и контролю за соблюдением условий  использования земельных участков в силу частей 8 и 8.1 статьи 26 Закона № 257-ФЗ ограничиваются придорожной полосой указанной автомобильной дороги.

Для правильного разрешения спора требуются дополнительное исследование и установление юридически значимых  обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела  суду надлежит учесть изложенное, установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства, дать правовую оценку доводам сторон, после чего принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу № А56-18515/2022 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города                 Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

С.Ф. Маркин

С.В. Соколова