ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23151/17 от 26.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 октября 2017 года

Дело №А56-23151/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 24.03.2017

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 19.01.2017 №04-24/01522, ФИО4 по доверенности от 02.11.2016 №04-32/32573

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19436/2017) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017 по делу № А56-23151/2017 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое

по заявлению ООО "ВГ Остпринт"

к Санкт-Петербургской таможне

о признании незаконным решения, требования, обязании восстановить нарушенные права

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВГ Остпринт" (ОГРН <***>, 141420, <...>, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (ОГРН <***>, 199034, <...> лит.А, далее - Таможня, таможенный орган) о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары №10210100/290816/0026225, признании недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей от 30.01.2017 №0050/17/0093, обязании таможенного органа восстановить нарушенные права Общества путем применения ставки 5%, внесения изменений в графу 47,В декларации на товары №10210100/290816/0026225 и возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей и пени в размере 114116 руб. 33 коп.

Решением суда от 07.06.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 01.03.2015 № FO-01/03/15, заключенного с компанией «FISKEBY BOARD АВ» (Швеция), Общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар: «картон мелованный многослойный с одним белёным верхним слоем, изготовлен из макулатурного сырья, предназначен для дальнейшего производства упаковки. Изготовитель: Fiskeby Board АВ, товарный знак: Fiskeby, марка: Multiboard, артикул 50-400».

В целях оформления ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанного товара Общество представило в Санкт-Петербургскую таможню ДТ 10210100/290816/0026225. (далее - ДТ).

Заявленный таможенным представителем код товара - 4810 92 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 5 %, НДС - 18%): «Бумага и картон, покрытые с одной или с обеих сторон каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами, с использованием связующего вещества или без него, и без какого-либо другого покрытия, с окрашенной или неокрашенной, декорированной или недекорированной поверхностью, напечатанные или ненапечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера: - бумага и картон прочие: многослойные: - прочие: - прочие».

Для выпуска товара заявителю необходимо было представить обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 108718 руб. 47 коп. Вышеуказанное требование таможенного органа Обществом исполнено, что подтверждается таможенной распиской от 30.08.2016 года № ТР-6832099.

По результатам проведения таможенной экспертизы (заключение таможенного эксперта № 10210100/290816/ДВ/000335) таможенным органом установлено, что ввезенный картон включает один беленый слой, в связи с чем Южным таможенным постом принято решение по классификации товаров по ТН ВЭД от 15.12.2016 № РКТ-10210100-16/000192. Товар классифицирован таможенным органом в подсубпозиции 4810 92 300 0 ТН ВЭД (ставка ввозной таможенной пошлины - 15 %, НДС - 18%): «Бумага и картон, покрытые с одной или с обеих сторон каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами, с использованием связующего вещества или без него, и без какого-либо другого покрытия, с окрашенной или неокрашенной, декорированной или недекорированной поверхностью, напечатанные или ненапечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера: - бумага и картон прочие: - многослойные: - только с одним беленым слоем».

В связи с принятием указанного решения Южным таможенным постом подготовлено решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ: таможенным органом скорректированы, в том числе, графы 47 ДТ - таможенные платежи рассчитаны, исходя из ставки ввозной таможенной пошлины в размере 15 %, установленной Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (далее - ЕТТ ЕАЭС).

В связи с неисполнением обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов ООО «ВГ Остпринт» в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ) таможенным органом вынесено решение о зачёте денежного залога в счёт исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов № 1021000/300717/ЗДзО-0050/17/-/ и выставлено требование от 30.01.2017 №0050/17/0093 об уплате пени за нарушение срока уплаты таможенных платежей на сумму 5397 руб. 86 коп. за период с 31.08.2016 по 25.01.2017г.

Пени, указанные в требовании, уплачены заявителем в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.02.2017 № 341, 342.

Полагая, что действия таможенного органа по внесению изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары по ДТ 10210100/290816/0026225 и применению повышенной ставки импортной пошлины в размере 15% являются не правомерными, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств -членов Таможенного союза.

Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств-членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 77 ТК ТС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 77 ТК ТС).

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее по тексту Закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры РФ заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статьей 6 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

16.12.2011 Российской Федерацией подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1964" (далее по тексту - Протокол). Согласно приложению № 1 к данному Протоколу ставка импортной пошлины в отношении товара, классифицируемого по коду 4810 92 900 9 и по коду 4810 92 3000 составляет 5 %.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в Минске 19.05.2011) с даты присоединения любой из Сторон к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.

Как определено в пункте 1 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (далее - Договор о функционировании), с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающим обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.

При этом первая, присоединяющаяся к ВТО, сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 1 Договора о функционировании с момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.

Перечнем уступок и обязательств к Протоколу не предусмотрено критериев переходного периода в отношении многослойных картонов, следовательно, ставка ввозной таможенной пошлины, указанная в Протоколе начинает действовать на дату присоединения Российской Федерации к Марракешскому соглашению, а именно с 22.08.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Договора о функционировании стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствии с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.

Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условий присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (п. 2 ст. 2).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что таможенный орган в нарушение приведенных выше положений применил к ввезенному Обществом товару «картон многослойный, мелованный, изготовленный из макулатурного сырья», классифицированному таможенным органом по коду 4810 92 3000, ставку ввозной таможенной пошлины 15 %, вместо 5%.

Как указал суд, данная правовая позиция нашла подтверждение в Определениях Верховного Суда РФ от 31.05.2016 N307-КГ16-5897, от 31.05.2016 N 307-КГ16-5877, от 23.05.2016 N 307-КГ16-4055.

Таким образом, у таможенного органа отсутствовали предусмотренные таможенным законодательством основания для принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 19.12.2016 по ДТ №10210100/290816/0026225 об изменении ставки ввозной таможенной пошлины с 5% на 15%, и увеличения размера пошлины, а также выставления требования об уплате таможенных платежей от 30.01.2017 №0050/17/0093.

В результате необоснованного применения таможенным органом ставки импортной пошлины, равной 15%, заявителем дополнительно уплачены таможенные платежи и пени на общую сумму 114116 руб. 33 коп.

Как указано в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда.

При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона №311-ФЗ, в этом случае не требуется.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможенный орган не доказал обоснованность применения ставки НДС в размере 15 %.

При таких обстоятельствах, как правомерно указал суд, оспариваемое решение таможни, и как следствие, вынесенное на его основании требование об уплате таможенных платежей, являются не соответствующими требованиям законодательства, необоснованными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Таможенный орган в нарушение статей 65 и 200 АПК РФ не представил доказательств правомерности принятого решения по результатам таможенной проверки и вынесенного на его основании требования об уплате таможенных платежей и не опроверг достоверность доказательств, представленных обществом в обоснование своих доводов.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2017 по делу № А56-23151/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

В.М. Толкунов