ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-23419/2021 от 05.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июля 2022 года

Дело №

А56-23419/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,

при участии от Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 11.05.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 19.01.2022 № 01/7), от общества с ограниченной ответственностью «Вознесение» генерального директора ФИО3 (протокол от 24.12.2019),

рассмотрев 29.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А56-23419/2021,

установил:

Администрация муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гпт Кузьмоловский,                     ул. Рядового Леонида Иванова, д. 14, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города                                Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН <***>,                         ИНН <***> (далее – Управление, УФАС), о признании недействительными решения и предписания от 22.12.2020 по делу № 047/01/18.1-3273/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Вознесение», адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 15, лит. А, пом. 24Н/5,                  ОГРН <***>, ИНН <***>.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, спорный конкурс не ограничивал конкуренцию, а был направлен на определение той организации, которая наиболее качественно окажет ритуальные услуги, связанные с погребением тел умерших на территории муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - МО «Кузьмоловское»). Как считает Администрация, ни конкурсная документация, ни проект договора не содержат положений, ограничивающих конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг, а также положений о том, что победитель конкурса будет наделен правом оказания ритуальных услуг на безвозмездной основе.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2022 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 29.06.2022.

Определением заместителя председателя Арбитражного суда                      Северо-Западного округа от 28.06.2022 в составе суда произведена замена судьи Кудина А.Г., отсутствующего ввиду нахождения в отпуске, на судью Алешкевича О.А.

После замены в составе суда рассмотрение кассационной жалобы начато заново.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления и                      ООО «Вознесение» возражали против удовлетворения данной жалобы.

От ООО «Гранит» на стадии кассационного производства поступило ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Указанное ходатайство подлежит отклонению как не соответствующее положению статьи 51 АПК РФ, согласно которому третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрацией были изданы и официально опубликованы (в газете «Кузьмоловский вестник»  № 3 (апрель 2020 года), № 17 (октябрь 2020 года) и на сайте http://kuzmolovskoegp.ru постановление от 27.03.2020 № 44 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на оказание ритуальных услуг, связанных с погребением на территории                                             МО «Кузьмоловское» и  постановление от 23.10.2020  № 133 «О внесении изменений в постановление администрации «Кузьмоловское» «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договора на оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории МО «Кузьмоловское ГО» от 27.03.2020 № 44».

Администрация распоряжением от 26.10.2020 № 170 «О проведении конкурса на право заключения договора на оказание ритуальных услуг на территории МО «Кузьмоловское ГП» утвердила среди прочего конкурсную документацию, опубликовала ее и извещение «О проведении конкурса на право заключения договора на оказание ритуальных услуг на территории МО «Кузьмоловское ГП».

В Управление 04.12.2020 поступила жалоба ООО «Вознесение» на действия Администрации при организации и проведении указанного конкурса, выразившиеся в незаконном проведении самого конкурса на оказание ритуальных услуг на территории МО «Кузьмоловское».

Решением УФАС от 22.12.2020 по делу № 047/01/18.1-3273/2020 жалоба                         ООО «Вознесение» признана обоснованной, в действиях Администрации установлено нарушение статьи 18 и части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон                           № 8-ФЗ), что привело к нарушению статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

На основании указанного решения Администрации выдано предписание от 22.12.2020, которым организатору торгов в срок до 05.02.2021 предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования процедуры проведения конкурса.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, констатировав законность оспариваемых ненормативных актов.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с  пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Отношения, связанные спогребением умерших, регулирует Закон                         № 8-ФЗ, которым установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Частью 1 статьи 9 указанного Закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В силу части 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в части названной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно статье 29 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

В данном случае  проведением спорного конкурса Администрацией не преследовалась цель выбора специализированной организации и не определялась организация по содержанию общественных кладбищ, расположенных на территории МО «Кузьмоловское ГП».

Как установлено Управлением и судами, Администрация инициировала проведение конкурса на оказание ритуальных услуг на территории                             МО «Кузьмоловское ГП». Потребность в ритуальных услугах не является нуждой Администрации, а свободным выбором лица, исполняющего волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 Закона № 8-ФЗ. Вместе с тем в составе конкурсной документации был опубликован проект договора, который заключался между Администрацией и победителем конкурса.

При этом согласно пункту 1.1 проекта договора, заключаемого по результатам спорного конкурса (в опубликованной редакции), муниципальный заказчик поручает исполнителю организовать оказание населению                             МО «Кузьмоловское ГП» и иным гражданам ритуальных услуг на территории Кузьмоловского муниципального кладбища.

Пунктом 2.1 проекта договора предусмотрено, что исполнитель осуществляет погребение умерших (погибших) и оказывает ритуальные услуги; осуществляет надлежащее похоронное обслуживание потребителей, включающее весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших), обеспечивает решение отдельных вопросов, возникающих при волеизъявлении умершего (погибшего) о погребении его тела, осуществляет порядок погребения, перезахоронения и эксгумации останков.

Оценив указанные положения проекта договора, принимая во внимание отсутствие у самой Администрации потребности в получении ритуальных услуг, Управление пришло к выводу, что по своей сути победитель спорного конкурса наделялся  функцией по организации похоронного дела.

Однако организация похоронного дела может осуществляться только органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 25 Закона  № 8-ФЗ, пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу, что передача хозяйствующему субъекту по результатам спорного конкурса полномочий по организации оказания населению МО «Кузьмоловское ГП» и иным гражданам ритуальных услуг на территории Кузьмоловского муниципального кладбища, как то предусмотрено пунктом 1.1 проекта договора, является нарушением части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

Кроме того, как справедливо отметили суды, Законом № 8-ФЗ право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, установлено за лицами, взявшими на себя обязанность по погребению умершего.

В данном случае проведение Администрацией конкурса на оказание ритуальных услуг на территории МО «Кузьмоловское ГП» ведет к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на указанной территории, поскольку согласно условиям проекта договора только победитель конкурса будет наделен правом оказания на возмездной основе ритуальных услуг (похоронных и мемориальных услуг) на указанной территории, в том числе всего комплекса услуг, связанных с погребением умерших (погибших), установку и демонтаж надмогильных сооружений и другое. Из положений конкурсной документации и условий договора, заключаемого по результатам спорного конкурса, усматривается, что иные хозяйствующие субъекты будут ограничены в праве на оказание ритуальных услуг на территории МО «Кузьмоловское ГП». Предоставление права (возложение обязанностей) оказывать ритуальные услуги на территории муниципального образования одной коммерческой организации с очевидностью приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг и нарушению прав неограниченного круга лиц, гарантированных Законом № 8-ФЗ.

С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод судов нижестоящих инстанций о нарушении Администрацией положений статьи 15 Закона № 135-ФЗ и, как следствие, о законности оспариваемых решения и предписания УФАС.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу № А56-23419/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина