АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 мая 2015 года | Дело № | А56-23575/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Боровой А.А., Бычковой Е.Н., при участии от некоммерческого партнерства «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» ФИО1 (доверенность от 16.06.2014), от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФИО2 (доверенность от 19.01.2015), рассмотрев 25.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Зайцева Е.К., Глазков Е.Г., Масенкова И.В.) по делу № А56-23575/2014, у с т а н о в и л: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, место нахождения: 109028, Москва, ул. Воронцово Поле, д. 4а, ОГРН <***> (далее - Росреестр), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к некоммерческому партнерству «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск», место нахождения: 198099, Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 7, лит. А, ОГРН <***> (далее – Партнерство), об исключении сведений о Партнерстве из государственного реестра саморегулируемых организацией, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (далее - Реестр). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). Решением суда от 30.09.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015, заявление удовлетворено. В кассационной жалобе Партнерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.09.2014 и постановление апелляционного суда от 03.02.2015 и отказать в удовлетворении иска. Партнерство полагает, что оно, как саморегулируемая организация (СРО), осуществляющая виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, не отнесенные законодательством к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть в реестре Росреестра. В отзыве на кассационную жалобу Ростехнадзор просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Партнерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Росреестра просил оставить жалобу без удовлетворения. Остальные участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного заседания, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. На основании части 1 статьи 163 АПК РФ в судебном заседании по рассмотрению кассационной жалобы Партнерства 18.05.2015 был объявлен перерыв до 25.05.2015. Как следует из материалов дела, согласно уставу Партнерство приобретает статус саморегулируемой организации. Предметом саморегулирования Парнерства является предпринимательская деятельность его членов на рынке проектных и строительных услуг (работ) за исключением выполнения видов работ, требующих обязательного наличия свидетельств о допуске к таким видам работ от саморегулируемых организаций, создаваемых в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации (пункт 1.8). Партнерство обратилось в Росреестр с заявлением от 05.09.2011 № 8 о внесении сведений о партнерстве в государственный реестр саморегулируемых организаций. Росреестром 16.09.2011 принято решение о внесении сведений о Партнерстве в Реестр за номером 0211, и предметом саморегулирования для него принята предпринимательская деятельность его членов в области осуществления проектных и строительных работ, кроме работ, производителя которых обязаны быть членами саморегулируемых организаций согласно Градостроительному Кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Письмом от 16.09.2011 № 7-5982-ВЛ Партнерство уведомлено о принятом решении. Установив, что внесение сведений в Реестр в отношении Партнерства произведено в противоречии с действующим законодательством, письмом от 04.02.2014 № 07-00500/14 Росреестр предложил Партнерству подать заявление об исключении сведений о нем из Реестра и разъяснил его право обратиться в Ростехнадзор для получения статуса СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (статья 55.3 ГрК РФ). Заявление об исключении из Реестра от Партнерства не поступило. Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены. В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон № 315-ФЗ) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности. В случае, если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом. В пункте 17 части 1 статьи 1 ГрК РФ дано законодательное понятие саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства: это некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр СРО и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что в случае создания СРО, занимающихся деятельностью в области строительства, они подлежат государственному контролю (надзору) за их деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью СРО установлен Положением о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202. Как установлено пунктом 2 этого Положения, государственный надзор осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти: - Ростехнадзор - в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; - Росреестр - в отношении СРО оценщиков и арбитражных управляющих. В силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций, осуществляются Ростехнадзором. Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является органом федерального государственного строительного надзора. С учетом изложенного суды правомерно. в силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона № 315-ФЗ, удовлетворили требование Росреестра. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных доказательств. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу № А56-23575/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства «Объединение производителей проектных и строительных работ «Астериск» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.Г. Колесникова | |||
Судьи | А.А. Боровая Е.Н. Бычкова | |||