ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-2413/19 от 20.11.2019 АС Северо-Западного округа

841/2019-60698(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А., 

при участии от публичного акционерного общества энергетики и  электрификации «Ленэнерго» ФИО1 (доверенность от 26.12.2018   № 425-18), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт- Петербургу ФИО2 (доверенность от 31.01.2019 № 78/3092/19), от  общества с ограниченной ответственностью «Эперон» ФИО3 (доверенность  от 02.11.2019 № 197), 

рассмотрев 19.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации  «Ленэнерго» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу № А56-2413/2019,  

у с т а н о в и л:

 Публичное акционерное общество энергетики и электрификации  «Ленэнерго», адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной  антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт- Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее – Управление), от 19.11.2018 о назначении административного  наказания по делу № 4-9.21-1226/78-05-18. 

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Эперон», адрес:  199004, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 22, лит. А, пом. 1-Н, каб. 278,  ОГРН <***>, ИНН <***>. 

 Решением суда первой инстанции от 02.04.2019, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2019, в  удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. 

 В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм  материального права, несоответствие их выводов фактическим  обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.04.2019 и  постановление от 09.08.2019, принять по делу новый судебный акт – об 


удовлетворении заявленных Обществом требований. 

 По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о наличии у  Общества обязанности согласовать расчет нагрузок в отношении внутренних  сетей жилого дома без взимания дополнительной платы не основан на нормах  действующего законодательства; суды не приняли во внимание положения  пунктов 18, 82, 84, 85 Правил технологического присоединения  энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого  хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к  электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), а также  заключенного Обществом и ООО «Эперон» договора, согласно которым  обязанности Общества касаются только внешних сетей электроснабжения;  пункт 85 Правил № 861 не возлагает на Общество обязанность согласовать  расчет нагрузок; Общество не обязано было согласовывать проектную  документацию ООО «Эперон» на внутренние сети энергоснабжения жилого  дома; заключенный Обществом и ООО «Эперон» договор является смешанным,  включает в себя как элементы договора технологического присоединения в  отношении внешних сетей электроснабжения, так и договор оказания услуг в  отношении внутренних сетей электроснабжения жилого дома; счет на оплату  услуг за согласование таблицы расчета нагрузок и однолинейной схемы касался  только внутренних сетей электроснабжения жилого дома. Как указывает  Общество, счет в адрес ООО «Эперон» выставлен за оказание услуг, не  входящих в предмет договора технологического присоединения, в связи с чем  привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи  9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ) неправомерно. 

 Отзыв на кассационную жалобу не представлен. 

 В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы,  изложенные в кассационной жалобе, представители Управления и  ООО «Эперон» возражали против ее удовлетворения. 

 Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела, 16.06.2017 Общество (сетевая  компания) и ООО «Эперон» (заявитель) заключили договор   № ОД-СПб-13567-17/17540-Э-170 об осуществлении технологического  присоединения к электрическим сетям (далее – Договор). 

 Технологическое присоединение осуществлялось с целью  электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:  Санкт-Петербург, 11-я Красноармейская ул., д.11, лит. В (далее – Объект). 

 На основании Договора Общество выдало ООО «Эперон» технические  условия для осуществления технологического присоединения. 

 В соответствии с подпунктами 12.5.1, 12.5.2 технических условий для  технологического присоединения к электрическим сетям ООО «Эперон» должно  было согласовать с Обществом на этапе проектирования однолинейную  мощностью 0,4 кВ схему присоединения энергопринимающих устройств  Объекта, указав величину максимальной мощности по каждой точке  присоединения к объектам сетевой организации (в случае изменения  количества точек присоединения выполнить корректировку технических условий  с разбивкой максимальной мощности по точкам подключения), таблицу расчета 


нагрузок с распределением мощности жилого дома по главному  распределительному щиту с выделением жилой части и встроенных нежилых  помещений. 

 На основании заключенного с ООО «Эперон» 29.08.2016 договора   № 08/2016-11КР ООО «Проектная культура» совместно с субподрядчиком –  ООО «Фатех ТСН» разработало проектную документацию на строительство  Объекта, которая получила положительное заключение негосударственной  экспертизы проектно-сметной документации. 

 В состав проектной документации (том 5.1.3) вошли принципиальная  схема электроснабжения и расчет электрических нагрузок внутри Объекта,  которые ООО «Эперон» направило на согласование Обществу в целях  выполнения технических условий и соотнесения проекта энергопринимающего  устройства ООО «Эперон» с проектом внешней электрической сети сетевой  компании. 

 Общество 10.07.2018 выставило ООО «Эперон» счет № КС 1869-13/18-47  на 22 362 руб. 30 коп. на оплату услуг по согласованию таблицы расчета  нагрузок, однолинейной схемы Объекта. 

 В поступивших в Управление заявлениях представитель ООО «Эперон»  ФИО3 и ООО «Эперон» сообщили о незаконном взимании Обществом  платы по счету от 10.07.2018 № КС 1869-13/18-47. 

 По результатам рассмотрения заявлений Управление возбудило в  отношении Общества дело № 4-9.21-1226/78-05-18 об административном  правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ и 09.11.2018 составило протокол об  административном правонарушении. 

 Постановлением Управления от 19.11.2018 о назначении  административного наказания по делу № 4-9.21-1226/78-05-18 Общество  признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено  административное наказание в виде 250 000 руб. штрафа. 

 Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды, придя к выводу о доказанности административным органом  события и состава вмененного Обществу административного правонарушения,  не усмотрев существенных процедурных нарушений в рамках  административного производства, отказали в удовлетворении заявления. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы  кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм  материального и процессуального права, не находит оснований для отмены  обжалуемых судебных актов. 

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность в виде 100 000 – 500 000 руб. административного штрафа за  нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения)  недискриминационного доступа или установленного порядка подключения  (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение  собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого  хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче  электрической энергии. 

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам 


электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии осуществляется в установленном Правительством  Российской Федерации порядке – на основании договора об осуществлении  технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства,  заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит  однократный характер; договор является публичным. 

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой  организацией и потребителями урегулирован Правилами № 861, в соответствии  абзацем третьим пункта 19 которых запрещается навязывать заявителю услуги  и обязательства, не предусмотренные данными Правилами. 

В силу пункта 82 Правил № 861 проверка выполнения заявителем  технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических  условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется  сетевой организацией и включает следующие мероприятия: 

а) проверку соответствия технических решений, параметров  оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах,  представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 Правил № 861,  требованиям технических условий; 

б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок  заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения  технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем  мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и  представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в  соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной  деятельности разработка проектной документации не является обязательной, –  на соответствие требованиям, определенным в технических условиях. 

 Согласно пункту 85 Правил № 861 для проведения проверки выполнения  технических условий заявитель представляет в сетевую организацию  уведомление о выполнении технических условий с приложением: 

а) копий сертификатов соответствия на электрооборудование (если  оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной  технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей  сведения о сертификации; 

б) копий разделов проектной документации, предусматривающих  технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том  числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности  объектов по производству электрической энергии), релейной защите и  автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и  технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная  документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до  направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении  технических условий (если в соответствии с законодательством Российской  Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной  документации является обязательной); 

в) документов, содержащих информацию о результатах проведения  пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний; 

г) нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений  объекта электроэнергетики, в том числе однолинейной схемы электрических  соединений (электроустановки). 


Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций,  ООО «Эперон» направило Обществу часть проектной документации:  принципиальную схему электроснабжения и таблицу расчета электрических  нагрузок. 

Суды правомерно указали, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 82  и пунктом 85 Правил № 861 Общество должно было согласовать  представленные ООО «Эперон» в целях выполнения подпунктов 12.5.1 и 12.5.2  технических условий разделы проектной документации в части внешних сетей  электроснабжения.  

Из материалов дела видно, что в состав представленной ООО «Эперон»  Обществу проектной документации вошли схемы распределения электрической  нагрузки внутри Объекта, которые не подлежали согласованию с Обществом,  поскольку уже были согласованы в составе проектной документации на  строительство Объекта, получившей положительное заключение  негосударственной экспертизы. 

Как правомерно отметили суды двух инстанций, дополнительное  согласование и проверка Обществом за отдельную плату схемы распределения  внутренних нагрузок электрических сетей не требовались, т.к. не  предусмотрены пунктом 85 Правил № 861. 

Из материалов дела видно, что выставленный Обществом в адрес  ООО «Эперон» счет касался оплаты услуг, предусмотренных подпунктами  12.5.1 и 12.5.2 технических условий, являющихся приложением к Договору. 

Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, что  расчет распределения нагрузок внутри Объекта был представлен Обществу  только с целью согласования внутренней и внешней систем электроснабжения. 

С учетом изложенных обстоятельств суды двух инстанций пришли к  обоснованным выводам о том, что Общество в нарушение пунктов 19, 85  Правил № 861 навязывало ООО «Эперон» услуги, не предусмотренные  данными Правилами, которые влекут для заявителя дополнительные затраты, и  о наличии в действиях Общества события административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ

Вина заявителя констатирована судами в соответствии с критериями  виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

Нарушений порядка привлечения Общества к административной  ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по  делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок  давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный  статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден. 

Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по  существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных  судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными  материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом  доказательств, которые предусмотрены статьей 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной  инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в  материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции  отсутствуют основания для иной оценки. 

Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм 


материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем  оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения  кассационной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

постановил:

 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 09.08.2019 по делу № А56-2413/2019 оставить без  изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества  энергетики и электрификации «Ленэнерго» – без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова

Судьи Е.С. Васильева

Ю.А. Родин