ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-24533/14 от 02.02.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 февраля 2015 года

Дело №

А56-24533/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,

рассмотрев 27.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при Правительстве Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 (судья Ю.В.Рогова) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 (судьи Борисова Г.В.,                   Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А56-24533/2014,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Красноармейское», место нахождения: 196642, Санкт-Петербург, Колпинский район, поселок Петро-Славянка, ОГРН <***>, ИНН  <***> (далее - СНТ «Красноармейское», Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при Правительстве Санкт-Петербурга, место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 20, литера В, ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее - Комитет) от 06.02.2014 № 001-2013/П-524/70 о привлечении Товарищества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.02.2014 № 001-2013/Пр-524 и предписания от 18.12.2013 № 001-2013/Прп-524.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.06.2014 и постановление от 16.09.2014, принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы СНТ «Красноармейское» допустило сброс строительных отходов неустановленного класса опасности на территории садоводства, что является достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ. Кроме того, Комитет считает восстановление судом первой инстанции срока на подачу заявления в судебном заседании незаконным, необоснованным и нарушающим нормы действующего законодательства.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (статья 284 АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения заместителя председателя Комитета от 25.11.2013                                   № 001-2013/Р2-524 специалистами Комитета проведена внеплановая выездная проверка. Основанием для выдачи указанного распоряжения послужило обращение гражданина ФИО1 в Природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга по факту засыпки дренажной канавы строительными отходами.

В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте проверки от 18.12.2013 № 001-2013/Апр-524 следующие нарушения: на территории СНТ «Красноармейское» отсутствуют контейнеры для сбора и накопления отходов от жизнедеятельности садоводства; на общедоступные земли товарищества завезены и складированы строительные отходы (грунт с незначительными примесями боя кирпича, боя железобетонных изделий, полиэтилена и др.); дренажные канавы частично засыпаны отходами грунта с вкраплением строительных отходов.

По факту выявленных нарушений должностным лицом Комитета в отношении СНТ «Красноармейское» составлен протокол от 18.12.2013                            № 001-2013/Па-524-1 об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, а также выдано предписание от 18.12.2013 № 001-2013/Прп-524 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, которым предписано установить класс опасности сброшенных на территории садоводства отходов и принять меры по вывозу отходов 1 - 4 класса опасности в места, являющиеся объектом размещения отходов с предоставлением документов, подтверждающих вывоз и размещение отходов на лицензированных предприятиях и представить в Комитет план мероприятий по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства.

Постановлением Комитета от 06.02.2014 № 001-2013/П-524-70 Товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Кроме того, СНТ «Красноармейское» выдано представление от 06.02.2014  № 001-2013/Пр-524 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением, предписанием и представлением Товарищество обжаловало ненормативные акты, обратившись в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на отсутствие в действиях Товарищества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                  «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ).

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как установлено судом, факт нахождения на общедоступных землях садоводства строительных отходов (отходов грунта с вкраплением боя кирпича, боя железобетонных изделий, полиэтилена и пр.) неустановленного класса опасности для окружающей среды подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 18.12.2013 № 001-2013/Апр-524 с фотоматериалами.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 19 Закона № 89-ФЗ, размещение отходов обязаны организовать те индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых данные отходы были образованы.

Доказательства образования данных отходов от осуществления Товариществом своей деятельности, как и доказательства того, что именно оно размещало (хранило и захоранивало) эти отходы (т.е. осуществляло соответствующую деятельность по смыслу статьи 1 Закона № 89-ФЗ) в материалах дела отсутствуют.

Также суды обоснованно отметили, что в соответствии со статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель мероприятия по их защите от загрязнения отходами производства и потребления и ликвидации последствий захламления земель обязаны проводить собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В данном случае судами установлено, что  Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2013 № 537 утверждены внешние границы земельного участка СНТ «Красноармейское», при этом сам земельный участок в собственность или во владение Товарищества на ином законном основании не передан.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что лицо, ответственное за несанкционированное размещение отходов Комитетом не установлено, суды пришли к правильному выводу о том, что в действиях Товарищества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, применительно к обстоятельствам данного спора имелись правовые основания для признания незаконными постановления от 06.02.2014 № 001-2013/П-524-70, предписания от 18.12.2013 № 001-2013/Прп-524 и представления от 06.02.2014 № 001-2013/Пр-524, что было правильно учтено судами первой и апелляционной инстанций.

Довод подателя жалобы о неправомерности рассмотрения судом первой инстанции ходатайства о восстановлении срока в судебном заседании с участием представителей сторон также подлежит отклонению как основанный на неверном толковании  норм права. Кроме того данный  довод являлся предметом детального рассмотрения суда апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.

Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу № А56-24533/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при Правительстве Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

И.С. Любченко

И.О. Подвальный