ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-26556/2023 от 30.01.2024 АС Северо-Западного округа

908/2024-5749(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

 при участии от Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу  ФИО1 (доверенность от 09.01.2024), от Санкт-Петербургского государственного  унитарного предприятия городского электрического транспорта ФИО2  (доверенность от 29.12.2023), 

 рассмотрев 29.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2023 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по 

делу № А56-26556/2023,
 у с т а н о в и л:

 Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского  электрического транспорта, адрес: 196105, Санкт-Петербург, Сызранская ул., д. 15,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие), обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением 

о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной  антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 

 Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество 

с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Охранная организация
«Союз-Юнион», адрес: 197046, Санкт-Петербург, ФИО3 ул., д. 9/5, лит. А,
пом. 13Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество).

 Решением суда первой инстанции от 19.06.2023, оставленным без изменения  постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2023, заявленные требования  удовлетворены. 

 В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты  и принять по делу новый судебный акт – об отказе в заявленных требованиях, поскольку  заказчик необоснованно отклонил заявку коллективного участника. Коллективный  участник строго выполнил все требования конкурсной документации к коллективным  участникам. При распределении между участниками коллективного участника  обязанностей и объемов оказания услуг по договору на Общество был выделен объем  услуг в соответствии с открытыми пунктами лицензии. На официальных сайтах  размещена не противоречащая друг другу информация, позволяющая в полной мере  получить требуемую документацией информацию. В соглашении о сотрудничестве и  совместной деятельности от 24.10.2022 № 01/10-22 в разделе 5 и в приложении 1-3  прописано распределение обязанностей и определен объем оказанных услуг по  договору для каждого участника коллективного участника. Таким образом, Обществом в  составе заявки коллективного участника представлены требуемые документы, в том  числе соглашение и план распределения выполнения объемов поставок (работ, услуг)  между партнерами коллективного участника, а также ссылка на информацию,  содержащую действующие сведения о лицензируемом виде деятельности, в 


совокупности надлежащим образом подтверждающие соответствие коллективного  участника требованиям документации. 

В судебном заседании представитель УФАС поддержала доводы кассационной  жалобы, представитель Предприятия просил оставить судебные акты без изменения по  мотивам отзыва. 

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного  заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, что в  соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса 

Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения  кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.10.2022 на официальном  сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет (далее – ЕИС)  опубликовано извещение № 32211775645 о проведении Предприятием конкурса в  электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по физической  охране объектов, транспортных средств, территории, помещений, имущества заказчика,  в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий; прибытию вооруженной  мобильной группы быстрого реагирования; транспортировке и сопровождению  сотрудников и материальных ценностей и конкурсная документация. 

 Начальная (максимальная) цена контракта: 372 423 684 руб.
 Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП  «Горэлектротранс» в редакции от 11.10.2022, на момент размещения закупки  опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. 

В соответствии с протоколом от 03.02.2023 № 26/2022-ОК заявка Общества  отклонена по следующим основаниям: «Несоответствие заявки по составу, содержанию  и оформлению», а именно: 

участника – ООО «ОО «Союз-Юнион» разрешения на выполнение следующего вида  услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по  проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств  охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской  Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную  информацию. 

 В Управление поступила жалоба Общества (от 13.02.2023 вх. № 3518-ЭП/23) на  действия закупочной комиссии организатора торгов, выразившиеся в необоснованном  отклонении его заявки от участия в процедуре закупки. 

По результатам рассмотрения жалобы № Т02-94/23 Управлением вынесено  решение от 21.02.2023, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); 

в действиях закупочной комиссии организатора торгов при проведении закупки признано  нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в  несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и  необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в  предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о  закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества от участия в  процедуре закупки в порядке, не соответствующем документации (пункт 2);  организатору торгов и его закупочной комиссии выдано обязательное для исполнения  предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении  конкурса в электронной форме (пункт 3). 

 Согласно предписанию Управления от 21.02.2023 предписано: организатору торгов  и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение 


нарушений, допущенных при проведении закупки, путем отмены протокола 

 № 26/2022-ОК заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в  закупке от 03.02.2023 с учетом наличия предписания от 20.02.2023, выданного на  основании решения от 20.02.2023 № Т02-91/23 по жалобе ООО «Охранная фирма  «Титан», проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок  участников закупки без учета содержащегося в документации подкритерия оценки заявок  «Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами» и завершения  процедуры закупки в соответствии с документацией о закупке, действующим  Положением о закупках организатора торгов и нормами Закона № 223-ФЗ. Об  исполнении предписания следовало сообщить в Управление в срок до 31.03.2023 с  приложением подтверждающих документов.  

 Не согласившись с указанными решением и предписанием, Предприятие  обратилось в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.  Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, приходит к  следующим выводам. 

Из части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг  заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость  закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных  ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и  экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров,  работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой  продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к  участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением  о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам,  работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять  оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые  не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки,  к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора,  критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные  заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым  ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. 

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной  закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением  проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой  информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в  себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего  Федерального закона. 

Частью 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что заявки на участие в  конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию,  оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке  в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.  Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в  извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке  заказчика. 

Как следует из пункта 5.2.17 тома 2 конкурсной документации заявка должна  содержать следующие обязательные для предоставления документы и формы: копию  действующей лицензии (либо выписку, либо ссылку на информацию, содержащую  сведения о лицензируемом виде деятельности) на осуществление частной охранной 


деятельности, выданной на следующие виды услуг, предусмотренные пунктами 3, 7  части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной  детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон 

 № 2487-1):

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по  проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств  охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской  Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную  информацию; 

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и  пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для  выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением  объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1. 

То есть, документация (пункт 5.2.17) допускала представление одного из  вариантов: копии действующей лицензии; электронной выписки; ссылки на информацию,  содержащую сведения о лицензируемом виде деятельности. 

Из материалов дела следует и судами установлено, что в составе заявки  Обществом на бумажном носителе представлена копия лицензии ЧО № 037730 от  28.12.2000 со сроком действия до 28.12.2018, а также выписка из Единого  государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) от 07.11.2022 на 

ООО «ОП «Балтика ОБЛ».

Вместе с тем представленная по выбору участника из 3-х допустимых вариантов  именно копия лицензии являлась недействительной на момент ее представления (срок  действия лицензии истек 28.12.2018), графа о продлении срока действия не заполнена,  при этом выписка из ЕГРЮЛ от 07.11.2022 не содержит перечня оказываемых услуг,  установленных новой лицензией, что не позволило установить наличие права у 

ООО «ОП «Балтика ОБЛ» оказывать услуги, указанные в пункте 5.2.17 тома 2  документации. Предоставление двух противоположных фактов нарушает пункты 3.3.1,  4.2.1.14 документации, согласно которым сведения и заявка участника не должны  допускать двусмысленных толкований. Согласно пункту 4.2.1.5 тома 1 документации  основанием для отклонения заявок является представление в составе заявки  противоречивых сведений. 

 Кроме того, заявка Общества отклонена от участия в закупке по основаниям  отсутствия в лицензии у одного из участников коллективного участника – ООО «ОО  «Союз-Юнион» (участник 1, Лидер коллективного участника) разрешения на выполнение  следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с  осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному  обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается  Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер  реагирования на их сигнальную информацию. 

Как следует из материалов дела, в соглашении о сотрудничестве и совместной  деятельности от 24.10.2022 № 01/10-22 в разделе 5 и в приложении 1-3 прописано  распределение обязанностей и определен объем оказываемых услуг по договору для  каждого участника коллективного участника. Участник 1 при реализации услуг по  договору обеспечивает следующие количественные характеристики (объем) работ,  услуг: 

выставление дополнительных постов патрульной и постовой охраны, в том числе  при проведении культурно-массовых мероприятий; 

дополнительные посты при проведении культурно-массовых мероприятий  выставляются по заявке заказчика с указанием адреса. 

УФАС не оспорило, что поскольку вышеуказанные дополнительные посты  выполняют те же функции, что и основные посты охраны, – к ним применяются те же  лицензионные требования. Поэтому при выставлении дополнительных постов 


патрульной и постовой охраны, в том числе при проведении культурно-массовых  мероприятий, исполнитель должен иметь лицензию с соответствующим видом  деятельности. 

Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об  отсутствии вмененных нарушений Закона № 223-ФЗ, в связи с чем удовлетворили  заявленные требования. 

 Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену  судебных актов, не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана оценка,  соответствующая требованиям статей 9, 65-71, 200, 201 АПК РФ, в их совокупности и  взаимной связи. 

 Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их  относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13  «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при  рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286,  часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

 Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют  (статья 288 АПК РФ). 

 Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного  округа 

 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 19.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 03.10.2023 по делу № А56-26556/2023 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу – без  удовлетворения. 

Председательствующий В.М. Толкунов

Судьи О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян