ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 сентября 2023 года
Дело №А56-27980/2023
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Нестеров С.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21178/2023) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2023 по делу № А56-27980/2023 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1, ОГРН <***>);
к Обществу с ограниченной ответственностью «Пирамида» (адрес: 187602, <...>, ОГРН <***>);
о взыскании,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее – истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Пирамида» (далее - ответчик, Общество) о взыскании:
– 473 617 руб. 01 коп. задолженности по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-185-З в федеральный бюджет, 154 723 руб. 40 коп. задолженности в бюджет Ленинградской области и 12334 руб. 85 коп. пеней в бюджет Ленинградской области;
– 182 584 руб. 05 коп. задолженности по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З в федеральный бюджет, 36516 руб. 81 коп. в бюджет Ленинградской области и 3772 руб. 01 коп. пеней в бюджет Ленинградской области.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда, вынесенным в виде резолютивной части от 24.05.2023, с ответчика в пользу истца взыскано 182 584 руб. 05 коп. задолженности по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З в федеральный бюджет, в остальной части иска отказано.
Мотивированное решение по делу изготовлено 09.06.2023.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой с учетом дополнений к ней, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, просил решение от 09.06.2023 в означенной части изменить и взыскать с ответчика в пользу истца 12 334 руб. 85 коп. пеней в бюджет Ленинградской области по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-185-З и 3 772 руб. 01 коп. пеней в бюджет Ленинградской области по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З, пояснив, что основной долг, в том числе 36 516 руб. 81 коп. по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З на момент нахождения дела в суде апелляционной инстанции ответчиком погашен в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о неправомерности расчета арендной платы с применением повышающего коэффициента 1,2.
Определением суда от 28.08.2023 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено, Комитету предложено представить в апелляционный суд сведения о том, были ли договоры аренды от 2004 года, ранее заключенные с Обществом в отношении спорных лесных участков и переоформленные в связи со вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), заключены на торгах или нет, а также представить копии означенных договоров.
04.09.2023 Комитет представил по запросу апелляционного суда в материалы дела копии договоров аренды лесного фонда от 21.01.2004 № 2, от 06.07.2004 № 41, а также копии протоколов о результатах лесного конкурса по передаче в аренду лесных участков лесного фонда Ленинградской области от 26.12.2003 № 80, от 10.06.2004 № 38, которые приобщены апелляционным судом в порядке статьи 268 АПК РФ для целей полного и всестороннего рассмотрения дела.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и ООО «Пирс» (арендатор) были заключены следующие договоры аренды (далее – договоры):
1) договор аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-185-З (далее – договор № 1), по условиям которого ответчику во временное пользование была предоставлена часть лесного участка площадью 33352 га Бокситогорского лесничества, находящегося в государственной собственности.
2) договор аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З (далее – договор № 2), по условиям которого арендатору во временное пользование была предоставлена часть лесного участка площадью 3581га Бокситогорского лесничества, находящегося в государственной собственности.
В связи с реорганизацией ООО «Пирс» в форме присоединения к Обществу, последнему в порядке универсального правопреемства перешли права и обязанности арендатора по вышеозначенным договорам.
В соответствии с пунктом 5 договоров арендная плата по договорам определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесного ресурса на установленный объем заготовки древесины на арендованном лесном участке, с учетом повышающих коэффициентов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310, а также с учетом повышающего коэффициента 1,2, определенного договорными отношениями.
Размер арендной платы по договору № 1 на дату его заключения составляет 3 543 212 руб. 00 коп. в год (пункт 6 договора № 1).
По договору № 2 сторонами предусмотрена арендная плата в размере 799 110 руб. 00 коп. в год (пункт 6 договора № 2).
Дополнительным соглашением от 05.08.2011 № 3 к договору №1 установлен размер арендной платы, начиная с 01.01.2011, в размере 2 681 871 руб. 00 коп. ежегодно.
При неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки, начисляются пени в размере одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа (пункт 14 договоров).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором денежных обязательств по договору, Комитет указал, что у Общества образовалась задолженность в следующих размерах:
– по договору № 1: 473 617 руб. 01 коп. задолженности в федеральный бюджет, 154 723 руб. 40 коп. задолженности в бюджет Ленинградской области;
– по договору № 2: 182 584 руб. 05 коп. задолженности в федеральный бюджет, 36 516 руб. 81 коп. в бюджет Ленинградской области.
Вышеуказанное также послужило основанием для начисления Комитетом Обществу пеней в порядке пункта 14 договоров, подлежащих уплате в бюджет Ленинградской области, размер которых согласно расчету истца составил 12 334 руб. 85 коп. по договору № 1 и 3 772 руб. 01 коп. по договору № 2.
Поскольку в добровольном порядке спорные денежные средства ответчиком не оплачены, истец обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, взыскав с Общества 182 584 руб. 05 коп. задолженности в федеральный бюджет по договору № 1, отказав в удовлетворении остальной части иска.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим изменению на основании следующего.
Как следует из статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
На основании части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
На основании части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100%. Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи. При этом, Постановлением № 310 в пункте 1.1 прямо предусматривается возможность начисления арендной платы в полном объеме с применением сложившего в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы.
Таким образом, положениями статей 51, 57 БК РФ, статьи 73 ЛК РФ и Постановления № 310 предусмотрена возможность установления в договорах аренды лесных участков, независимо от порядка заключения договора (на торгах или без них) и целей предоставления лесного участка, арендной платы, состоящей из двух частей:
– минимального размера арендной платы, зачисляемого в полном объеме в федеральный бюджет;
– превышающей минимальный размер, определяемый на основе утвержденного минимального размера с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы, и зачисляемой в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно, ссылка суда первой инстанции на положения абзаца 4 пункта 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» признается необоснованной апелляционным судом, поскольку в данном случае эти разъяснения не применимы, так как размер регулируемой платы в федеральный бюджет установлен в соответствии с постановлением Правительства № 310, а плата в областной бюджет установлена по соглашению сторон на соответствующих торгах и не является платой за право заключения договора аренды, тем более, что плата за аренду лесного участка, установленная на торгах не может быть изменена иначе как в судебном порядке.
Перечисление в бюджет субъекта РФ арендной платы за пользование лесными участками, расположенными на землях лесного фонда, предусмотрено бюджетным законодательством (статьей 57 БК РФ)
Следовательно, условие договора аренды лесного участка о внесении арендной платы в областной бюджет, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный в соответствии с постановлением Правительства № 310, по соглашению сторон на соответствующих торгах не противоречит гражданскому и лесному законодательству.
Аналогичная правовая позиция о соответствии закону включения в договор аренды лесного участка платы в областной бюджет в части, превышающей минимальный размер арендной платы, установленный в соответствии с постановлением Правительства № 310, содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 № 307-ЭС15-16409 по делу № А05-13768/2014.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Факт ненадлежащего исполнения Обществом в спорный период обязательств по внесению арендной платы в областной бюджет по договорам, подтверждается материалами дела, и ответчиком не опровергнут.
При этом с учетом вышеприведенных правовых норм включение в условия договоров аренды лесных участков ответственности арендатора в виде пеней (неустойки) в порядке статьи 330 ГК РФ соответствует законодательству Российской Федерации.
В связи с чем, исходя из положений статьи 330 ГК РФ и пункта 14 договора, истец также правомерно начислил ответчику неустойку за просрочку оплаты аренды в областной бюджет по договорам, размер которой согласно расчету истца составил 12 334 руб. 85 коп. по договору № 1 и 3 772 руб. 01 коп. по договору № 2.
Арифметически расчет неустойки, произведенный истцом, проверен апелляционным судом и признан верным, а соответствующее требование Комитета – подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 31.01.2023 судом первой инстанции не допущено, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в обжалуемой части надлежит изменить на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ путем взыскания с Общества в бюджет Ленинградской области 3 772 руб. 01 коп. неустойки по договору № 1 и 12 334 руб. 85 коп. по договору № 2, а также перераспределения государственной пошлины по иску.
Руководствуясь статьями 269 – 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2023 по делу № А56-27980/2023 в обжалуемой части изменить, в связи с чем изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пирамида» (ИНН <***>) в пользу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области:
- по договору от 16.12.2008 №2-2008-12-185-З в бюджет Ленинградской области 12 334 руб. 85 коп. пеней;
- по договору аренды от 16.12.2008 №2-2008-12-187-З в федеральный бюджет задолженность по арендным платежам в размере 182 584 руб. 05 коп., а также 3 772 руб. 01 коп. пеней в бюджет Ленинградской области.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пирамида» (ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 664 руб. 00 коп.».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Пирамида» (ИНН <***>) в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
С. А. Нестеров