ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-30790/2021 от 27.01.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 января 2022 года

Дело №

А56-30790/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Севгеоком» Федичева А.С.  (доверенность от 10.07.2021 № 2), от Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане Рудь Н.Н. (доверенность от 08.09.2021 № 78 АВ 0120660),

рассмотрев 26.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Севгеоком» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу № А56-30790/2021,

                                              у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Севгеоком», адрес: 188736, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Сосново, Беговая ул., д.62,          ОГРН 1204700008083, ИНН 4712029896, (далее – ООО «Севгеоком», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д.24, корп. 1,            ОГРН 1047855074937, ИНН 7801364683 (далее – Департамент) об оспаривании решения об отказе Обществу в предоставлении права пользования участками недр, изложенного в письме от 17.12.2020 № 01-13-28/7128.

Решением суда от 28.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2021, Обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на ненадлежащее исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела. Податель жалобы поясняет, что письмо Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 20.11.2020 № 02-24606/2020 не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении права пользования участком недр, поскольку не является самостоятельным правовым актом уполномоченного органа, а лишь дополнительным сведением, полученным Департаментом. Тогда как Общество представило отчет заключение от 11.12.2020 № 12/089/2020, из которого следует, что испрашиваемый участок не имеет общих границ наложений либо пересечений с землями государственного природного Заказника «Котельский».

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения по доводам, приведенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 15.10.2020 ООО «Севгеоком» подало в Департамент заявку № 7 на получение права пользования участком недр «Чернореченское» (далее - Участок недр), по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории Р1 и (или) Р2, расположенного в Кингисепском районе Ленинградской области в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителя, включающего поиски и оценку месторождения твердых полезных ископаемых (формовочные пески).

По итогам рассмотрения названной заявки Департамент принял решение об отказе в удовлетворении заявки Общества на предоставление права пользования Участком недр (протокол Комиссии Севзапнедра от 10.12.2020                   № СЗН43/2020) по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», поскольку указанная заявка подана с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований: согласно полученных от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области сведений испрашиваемый участок недр «Чернореченское» частично расположен в границах особо ценных природных комплексов и объектов государственного природного заказника «Котельский», о чем письмом от 17.12.2020 № 01-13-28/7128 информировал Общество.

Отказ Департамента послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска с заявленным предметом.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Основанием возникновения права пользования участком недр является решение Комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения (пункт 3 статьи 10 Закона о недрах).

Департамент является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции (за исключением функций надзора и контроля) на территории Северо-Западного федерального округа, во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Международном районе морского дна Мирового океана, недрах Арктики и Антарктики.

Рассмотрение заявки Общества проводилось в соответствии приказом Минприроды России от 10.11.2016 № 583 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)» (далее - Порядок).

Разделом IV «Рассмотрение заявок на получение права пользования участком недр без включения его в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр» названого Порядка установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых для получения права пользования участком недр.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган пунктом 4.5 Порядка наделены правом для получения сведений о соответствии участка недр требованиям Порядка, направляет соответствующие запросы:

а) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в их территориальные органы - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

б) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование;

в) в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения, а также отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, планируемого к предоставлению в пользование.

Судами установлено, что в целях реализации пункта 4.5 Порядка Департамент направил запрос в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), осуществляющий свою деятельность на основании Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» и являющийся отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; лесными отношениями; отношениями недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области; водными отношениями; организацией и функционированием особо охраняемых природных территорий регионального значения; охраной атмосферного воздуха; обеспечением радиационной безопасности; экологической экспертизой; безопасностью гидротехнических сооружений; использованием атомной энергии.

В ответе от 20.11.2020 № 02-24606/2020 Комитет проинформировал, что испрашиваемый участок недр «Чернореченское» частично расположен в границах зоны особо ценных природных комплексов и объектов государственного природного заказника «Котельский» (Положение о Заказнике, с описанием его границ и режима особой охраны, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 13.05.2011 № 134).

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения всех документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем третьим пункта 4.5 Порядка, Севзапнедра рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.

Комиссия Севзапнедра осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах пользователям недр.

По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия Севзапнедра принимает решение об удовлетворении заявки и предоставлении заявителю права пользования участком недр или отказа в удовлетворении заявки.

Пунктом 4.7 Порядка определено, что в силу статьи 14 Закона о недрах отказ Комиссией в приеме заявки может последовать также в том случае, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований (пункт 1).

С учетом изложенного, полученные от Комитета сведения том, что испрашиваемый Участок недр «Чернореченское» частично расположен в границах Заказника «Котельский» являются законным основанием для отказа Комиссией в приеме заявки по подпункту 1 пункта 4.7 Порядка и вынесения относительно названного вопроса соответствующего решения об отказе в предоставлении права пользования Участком недр (письмо от 17.12.2020                    № 01-13-28/7128).

Непринятие судами отчета-заключения Северо-Западного филиала ФГБУ «Рослесинфорг» (подведомственной организации Федерального агентства лесного хозяйства) от 11.12.2020 № 12/089-2020, как составленного неуполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, является правомерным. При этом, следует отметить, что у Комиссии Севзапнедра отсутствуют полномочия для проведения каких-либо экспертиз и проверки сведений, решений иных государственных органов, в том числе Комитета. Действия Комитета и достоверность представленной им информации также не является предметом настоящего спора.

Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судов двух инстанций, они основаны на несогласии заявителя с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с данной судами оценкой, установленными обстоятельствами по делу, иная интерпретация, а также неправильное толкование лицом, участвующим в деле, норм закона, не означают судебной ошибки (статья 71 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                             п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 о делу № А56-30790/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Севгеоком» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов