ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-34770/20 от 24.08.2022 АС Северо-Западного округа

649/2022-54666(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., 

Сапоткиной Т.И.,

при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу ФИО1 (доверенность от 16.02.2022), от Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу 

ФИО2 (доверенность от 10.01.2022), от Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 24 по Санкт-Петербургу ФИО3  (доверенность от 15.09.2021), 

рассмотрев 23.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу ФИО4 на решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2021 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу 

 № А56-34770/2020,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной  налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб.  реки Фонтанки, д. 76, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее -  Управление), о признании незаконным решения Управления от 13.03.2020 

 № 02-25/15669, принятого в отношении общества с ограниченной  ответственностью «СМАРТ СТРОЙ» (далее - Общество); признании  недействительной записи за государственным регистрационным номером  (далее - ГРН) 2207801541792 от 16.03.2020, на основании которой признана  недействительной запись за ГРН 2207801167792 от 26.02.2020 «Составление  промежуточного ликвидационного баланса юридического лица»; признании  недействительной записи за ГРН 2207801541803 от 16.03.2020, на основании  которой признана недействительной запись за ГРН 2207801178407 от  27.02.2020 «Ликвидация юридического лица»; признании недействительной  записи за ГРН 2207801541814 от 16.03.2020, на основании которой признана  недействительной запись за ГРН 2207801178451 от 28.02.2020 «Представление  сведений об учете юридического лица в налоговом органе». 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная  инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (далее -  Инспекция № 15), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 

 № 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция № 24), а также ФИО5. 

Решением суда от 08.01.2021 заявленные требования удовлетворены в 


[A1] полном объеме. Суд признал недействительным решение Управления от  13.03.2020 № 02-25/15669 о признании недействительными записей за ГРН  2207801167792 от 26.02.2020 (о составлении промежуточного ликвидационного  баланса юридического лица), за ГРН 2207801178407 от 27.02.2020 (о  ликвидации юридического лица) и за ГРН 2207801178451 от 28.02.2020 (о  представлении сведений об учете юридического лица в налоговом органе).  Признал недействительными записи за ГРН 2207801541792 от 16.03.2020,  2207801541803 от 16.03.2020 и 2207801541814 от 16.03.2020, внесенные в  Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Инспекцией   № 15 на основании решения от 13.03.2020 № 02-25/15669. Также суд взыскал с  Управления в пользу Анисимова А.П. 1200 руб. расходов по уплате  государственной пошлины. 

Постановлением апелляционного суда от 19.04.2021 указанное решение  оставлено без изменения. 

Постановлением суда округа от 19.08.2021 указанные решение и  постановление отменены, Дело направлено на новое рассмотрение. 

По результатам нового рассмотрения решением суда от 15.12.2021,  оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от  24.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе ФИО4, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права, несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам,  просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы привел доводы,  аналогичные доводам апелляционной жалобы. 

В отзывах Управление и Инспекция № 24 просят оставить обжалуемые  решение и постановление без изменения, считая их законными и  обоснованными. 

В судебном заседании представители Управления, Инспекции № 15 и  Инспекции № 24 просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы. 

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о  времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное  заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является  препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО4 в  период с 31.01.2018 по 27.02.2019 являлся участником Общества с долей в  уставном капитале в размере 100%. 

Единственным участником Общества было принято решение от 07.10.2019   № 07102019 о ликвидации Общества, о чем в ЕГРЮЛ была внесена запись за  ГРН 7197848345446 от 16.10.2019. 

В Вестнике государственной регистрации часть 1 № 43(759) от  30.10.2019/1760 было опубликовано сообщение о ликвидации Общества и о  порядке и сроке заявления требований кредиторами. 

В ЕГРЮЛ 26.02.2020 внесена запись за ГРН 2207801167792 о составлении  промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. 

В дальнейшем в отношении Общества 27.02.2020 налоговым органом  была внесена запись за ГРН 2207801178407 от 27.02.2020 о прекращении  деятельности юридического лица посредством ликвидации (на основании  решения участника и ликвидационного баланса). 


[A2] Инспекция № 24 как налоговый орган, в котором Общество состояло на  учете, довела до Управления информацию о том, что Общество было  неправомерно ликвидировано, при наличии у данной организации  значительной налоговой задолженности, о которой Анисимову А.П. как  участнику Общества было известно, однако в целях уклонения от уплаты в  бюджет НДС участник ликвидировал Общество, представив документы для  ликвидации с нарушениями действующего законодательства. 

Кроме того, Общество признано выгодоприобретателем по результатам  мероприятий налогового контроля в рамках обработки «сложных  расхождений». Инспекцией № 24 18.07.2019 с представителями Общества  обозначены налоговые риски, выявленные при ведении Обществом  финансово-хозяйственной деятельности. Данные риски Обществом не  устранены. 

В рамках рассмотрения информации, предоставленной Инспекцией № 24,  Управлением было установлено, что при принятии решения о государственной  регистрации ликвидации Общества регистрирующим органом не было учтено  наличие в информационных ресурсах налоговых органов ограничений,  установленных на основании поступившего 14.02.2020 в регистрирующий орган  письма Управления № 08-09/011461дсп об установлении дополнительного  контроля при проведении регистрационных действий в целях недопущения  уклонения от восполнения установленных проверками потерь бюджету путем  досрочного завершения процедур банкротства, ликвидации, миграции и  реорганизации. 

Управление приняло меры по восстановлению нарушенных публичных  прав и вынесло спорное решение. 

Посчитав, что решением Управления от 13.03.2020 № 02-25/15669  существенно нарушаются права ФИО4, поскольку в решении о  ликвидации была выражена воля на прекращение хозяйственной деятельности  Общества, однако восстановив в ЕГРЮЛ указанное Общество, налоговый  орган вынуждает осуществлять заявителя предпринимательскую  деятельность, ФИО4 обратился в суд с настоящими требованиями. 

При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции, исследовав и  оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства в их совокупности и  взаимосвязи, установив, что Обществом для государственной регистрации  ликвидации представлен ликвидационный баланс, не отражающий  действительного имущественного положения ликвидируемого юридического  лица, в том числе размер обязательств перед кредиторами и неисполненной  налоговой обязанности, при этом согласно акту налоговой проверки от  29.10.2021 № 07/4391 сумма доначислений по налогам без учета пеней и  штрафов составляет более 125 млн. руб., руководствуясь положениями статей  51, 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 20, 21, 23  Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон 

 № 129-ФЗ), статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 9  Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»,  пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления принято в рамках  возложенных на него полномочий и направлено на восстановление  нарушенных прав налогового органа, призвано не допустить потерь бюджета в  виде неуплаты налогов (сборов). 

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой  инстанции и оставила решение без изменения. 

Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив 


[A3] правильность применения судами норм материального и процессуального  права, не находит оснований для отмены судебных актов. 

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц при  их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их  учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются  Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 129-ФЗ. 

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Закона

 № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией  юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о  государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден  установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица  и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. 

Заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс, на  основании которых формируется соответствующая часть государственного  реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны  соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию. 

Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов,  перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, не является основанием  для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих  документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и  прав кредиторов. 

Отказ в государственной регистрации допускается в случае  непредставления заявителем определенных Федеральным законом  необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а»  пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ). 

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности  сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим  органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в  том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у  регистрирующего органа. 

В силу пункту 4.4 названной статьи государственная регистрация не может  быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений,  включаемых в ЕГРЮЛ. 

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что отменяя запись  о ликвидации Общества, Управление сослалось на недостоверность  содержащихся в ликвидационном балансе сведений. 

Ранее в письме Инспекции № 24 от 26.02.2020 № 1820/08317,  поступившем в Инспекцию № 15 до регистрации прекращения деятельности  Общества в связи с ликвидацией, в частности указано на выявленные факты,  свидетельствующих о занижении налогооблагаемой базы по налогу на  прибыль, на схемный характер операций в деятельности Общества,  направленных на неправомерное формирование налоговых вычетов по НДС и  минимизацию налога, подлежащего уплате в бюджет, сделан вывод о том, что  ликвидационный баланс Общества содержит недостоверные сведения,  ликвидация Общества приведет к невосполнимым потерям бюджета. 

При повтором рассмотрении дела судами проверены приведенные  налоговым органом факты о недостоверности информации, содержащейся в  ликвидационном балансе Общества, исследован объем неисполненной  Обществом налоговой обязанности, установлено, что представленный для  ликвидации Общества ликвидационный баланс не отражал его действительное  имущественное положение. 

Довод об отсутствии у Общества перед бюджетом какой-либо 


[A4] задолженности противоречит акту налоговой проверки от 29.10.2021 № 07/4391. 

Несогласие подателя жалобы с принятым по делу судебными актами в  части оценки доказательств и установленных по делу фактических  обстоятельств и приводимые им в этой части доводы не свидетельствует о  неправильном применении судами норм материального права и не могут  служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке, так как исследование доказательственной стороны спора к  компетенции суда округа не относится. 

Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, с соблюдением  норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не  усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 15.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 24.05.2022 по делу № А56-34770/2020 оставить без  изменения, а кассационную жалобу ФИО4 – без  удовлетворения. 

Председательствующий М.В. Захарова

Судьи Г.М. Рудницкий  Т.И. Сапоткина