ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-35652/2023 от 30.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 ноября 2023 года

Дело №А56-35652/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Геворкян Д.С.

судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дмитриевской С.А.

при участии:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 07.08.2023), (онлайн-заседание);

от заинтересованных лиц: 1) ФИО2 (по доверенности от 11.01.2023);

2) ФИО3 (по доверенности от 11.01.2023);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29060/2023) Общества с ограниченной ответственностью «Коттеджный комплекс Фишева Гора» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2023 по делу № А56-35652/2023, принятое

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Коттеджный комплекс Фишева Гора»

к 1) Межрайонной инспекции ФНС России № 11 по Ленинградской области, 2) УФНС по Ленинградской области

о признании незаконными решений,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Коттеджный комплекс Фишева Гора» (ИНН <***>, далее - заявитель, Общество, ООО «Коттеджный комплекс Фишева Гора», налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города СанктПетербурга и Ленинградской области с требованием признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) № 3999 от 31.08.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22.02.2023 № 16-22-06/02703@, взыскать с Инспекции в пользу Общества 383 091,09 руб. излишне уплаченной суммы налога.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.

В материалы дела от заинтересованных лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность обжалуемого судебного акта.

Представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просили обжалуемый судебный акт отменить.

Представители Инспекции и Управления возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266 и 268 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции с учетом следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Коттеджный комплекс Фишева гора» состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Ленинградской области по месту регистрации: 187650, Ленинградская область, Бокситогорский район, г. Бокситогорск. Дымское шоссе, 1.

ООО «Коттеджный комплекс Фишева Гора» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: 47:13:0916002:262, 47:13:0916002:219, 47:13:0916002:264, 47:13:0916002:245, 47:13:0916002:257, 47:13:0916002:270, 47:13:0916002:231, 47:13:0916002:209, 47:13:0916002:227, 47:13:0916002:221, 47:13:0916002:241, 47:13:0916002:232, 47:13:0916002:263, 47:13:0916002:252, 47:13:0916002:274, 47:13:0916002:282, 47:13:0916002:251, 47:13:0916002:258, 47:13:0916002:275, 47:13:0916002:268, 47:13:0916002:266, 47:13:0916002:271, 47:13:0916002:260, 47:13:0916002:250, 47:13:0916002:276, 47:13:0916002:246, 47:13:0916002:239, 47:13:0916002:218, 47:13:0916002:222, 47:13:0916002:244, 47:13:0916002:236, 47:13:0916002:248, 47:13:0916002:216, 47:13:0916002:280, 47:13:0916002:229, 47:13:0916002:224, 47:13:0916002:243, 47:13:0916002:277, 47:13:0916002:265, 47:13:0916002:279, 47:13:0916002:269, 47:13:0916002:255, 47:13:0916002:272, 47:13:0916002:273, 47:13:0916002:249, 47:13:0916002:259, 47:13:0916002:278, 47:13:0916002:256, 47:13:0916002:254, 47:13:0916002:253, 47:13:0916002:281, 47:13:0916002:267, 47:13:0916002:213, 47:13:0916002:233, 47:13:0916002:225, 47:13:0916002:212, 47:13:0916002:223, 47:13:0916002:220, 47:13:0916002:234, 47:13:0916002:230, 47:13:0916002:226, 47:13:0916002:240, 47:13:0916002:210, 47:13:0916002:215, 47:13:0916002:217, 47:13:0916002:235, 47:13:0916002:247, 47:13:0916002:238, 47:13:0916002:214, 47:13:0916002:228, 47:13:0916002:242, 47:13:0916002:237, 47:13:0916002:211, 47:13:0916002:261.

Вид разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства», за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:0916002:209 и 47:13:0916002:211, вид разрешенного использования которых «земельные участки (территории) общего пользования».

Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Ленинградской области исчислен земельный налог за 2021 год по 72 участкам с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства и по земельным участкам с видом разрешенного использования «(территории) общего пользования» с применением ставки 1,5% в сумме 446 734,00 руб, о чем направлено сообщение от 22.04.2022 № 1875586.

Инспекцией выставлено требование № 34459 об уплате земельного налога по состоянию на 02.08.2022, в котором налогоплательщику предложено уплатить налог в размере 446 734,00 руб. и пени в сумме 66 787,86 руб. со сроком исполнения до 25.08.2022

В связи с неисполнением данного требования налоговым органом принято решение от 31.08.2022 № 3999 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22.02.2023 № 16-22-06/02703@ принятым по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, Управление поддержало правильность расчета земельного налога, произведенного инспекцией и содержащегося в сообщении от 22.04.2022 № 1875586.

ООО «Коттеджный Комплекс Фишева Гора», полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением налогового законодательства, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения пониженной ставки земельного налога.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 названного Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, в редакции, действующей с 01.01.2020) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета депутатов Тихвинского городского поселения от 21.10.2020 № 02-69 «Об установлении земельного налога» (вступившим в силу с 01.01.2021) на территории муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области предусмотрены ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) в размере 0,3 процента; для прочих земельных участков в размере 1.5 процента.

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", начиная с налогового периода 2020 года и последующие периоды, в отношении налогообложения земельных участков юридических лиц реализован бездекларационный порядок администрирования.

В силу пункту 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 – 7 статьи 363 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 363 НК РФ установлено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период.

В силу пункта 5 статьи 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога. Налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (пункт 6 статьи 363 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 363 НК РФ представленные налогоплательщиком организацией пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения.

В определении от 19.05.2021 № 307-ЭС21-5992 по делу № А44-9126/2019 Верховный Суд Российской Федерации указал, что при разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога подлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка. При этом факт использования налогоплательщиком земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение пониженной ставки земельного налога.

Подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.

Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 НК РФ, пункт 2 статьи 3 Закона № 325-ФЗ).

Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.

Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.

Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики – коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.

Согласно сведениям, представленным Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Ленинградской области в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, Обществу с 26.02.2020 принадлежат (принадлежали) на праве собственности 74 земельных участка по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, д. Фишева гора, из которых 72 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», категория земель «земли населенных пунктов», 2 земельных участка «для общего пользования».

В Сообщении от 22.04.2022 № 1875586 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2021 год указаны 73 земельных участка, Инспекцией не исчислен налог по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0916002:261, поскольку Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Ленинградской области сведения по участку представлены 11.10.2022, после сроков исчисления налога.

Межрайонной ИФНС России № 9 по Ленинградской области исчислен земельный налог за 2021 год по 72 участкам с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и по земельным участкам с видом разрешенного использования «для общего пользования» с применением ставки 1,5 процента в размере 446 734 руб., в адрес Общества направлено Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 22.04.2022 № 1875586

Согласно пункту 2 Устава ООО «Коттеджный комплекс Фишева Гора», Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

Таким образом, ООО «Коттеджный комплекс Фишева гора» является коммерческой организацией, что подтверждает наличие множественности земельных участков (75 земельных участков, принадлежащих Обществу), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков (в 2020 году был реализован 1 земельный участок, в 2021 году было реализовано 3 земельных участка из приобретенных в 2020 году 74 земельных участков, а именно: земельный участок с кадастровым номером 47:13:0916002:210 реализован 04.05.2021, земельный участок с кадастровым номером 47:13:0916002:252 реализован 11.06.2021, земельный участок с кадастровым номером 47:13:0916002:282 реализован 28.06.2021).

Основной вид деятельности Общества «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код 68.2); дополнительные виды деятельности «Строительство жилых и нежилых зданий» (код 41.2), «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код 68.10) и т.д. Дополнительные виды деятельности одного из учредителей Общества (с размером доли в процентах – 25) ООО «Инвестиционная компания Ладога», ОГРН <***>, также «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код 68.10), «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом» (код 68.20).

Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса. (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 05-ЭС22-27530 по делу № А41-94065/2021).

При таких обстоятельствах Общество, являющееся коммерческой организацией, не вправе применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2021 год, а произведенный налоговым органом расчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.

При этом судом первой инстанции сделан правильный вывод о неиспользовании Обществом земельных участков по целевому назначению.

Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе не отрицалось, что на названых земельных участках отсутствуют жилые дома или иные объекты капитального строительства, равно как Обществом строительство жилых домов на земельных участках не осуществляется.

Ссылка ООО «Коттеджный комплекс Фишева Гора» на пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ, апелляционным судом отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае земельные участки с видами разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" по назначению обществом не использовались, строительные работы на них не производились, заявитель не имел намерения использовать их для личных целей.

Доводы налогоплательщика, представляющие собой иную трактовку обстоятельств и целей использования спорных земельных участков, не опровергают выводы суда и не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.

Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2023 по делу № А56-35652/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.С. Геворкян

Судьи

О.В. Горбачева

Н.О. Третьякова