АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 апреля 2021 года | Дело № | А56-36035/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М., при участии от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО1 (доверенность от 25.09.2020), ФИО2 (доверенность от 18.02.2021), от религиозной духовной образовательной организации высшего образования «Теологическая Семинария Евангелическо-Лютеранской Церкви» ФИО3 (доверенность от 19.02.2021), рассмотрев 02.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по делу № А56-36035/2020, у с т а н о в и л: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, адрес: 127994, Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 16, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Рособрнадзор), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности Решением суда первой инстанции от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе Рособрнадзор, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявление об аннулировании лицензии подлежит удовлетворению. В судебном заседании представители Рособрнадзора поддержали доводы жалобы, представители Института просили в ее удовлетворении отказать. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, в установленном порядке Организации Рособрнадзором выдана лицензия от 25.03.2015 № 2032 на право ведения образовательной деятельности бессрочно. На основании приказа от 20.05.2019 № 686 Рособрнадзором проведена плановая документарная проверка деятельности Организации. В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 28.06.2019 № 171/Л/З нарушения Организацией требований законодательства об образовании. Об устранении выявленных нарушений в срок до 27.09.2019 Рособрнадзор выдал Организации предписание от 28.06.2019 № 07-55-118/20-З. В связи с неисполнением данного предписания Организации повторно выдано предписание от 11.11.2019 № 07-55-219/20-З/ПП, в отношении должностного лица Организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2019 № АП 171/Л/З-19.5.1, издано распоряжение от 03.12.2019 № 1770-07 «О запрете приема в религиозную духовную образовательную организацию высшего образования «Теологическая семинария Евангелическо-Лютеранской церкви»). Постановлением мирового судьи судебного участка № 86 Всеволожского района Ленинградской области от 05.02.2020 по делу № 3-37/2020 должностное лицо Организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Как следует из акта Рособрнадзора от 02.03.2020 № 07-55-1432, отчет о результатах исполнения повторно выданного предписания с приложением документов, подтверждающих устранение указанных в предписании нарушений, Организацией в установленный срок не представлен. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Рособрнадзора в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что аннулирование лицензии полностью несоразмерно выявленным нарушениям. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона Особенности лицензирования образовательной деятельности (за исключением этой деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление этого вида деятельности (часть 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ). Согласно части 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении нарушения, срок исполнения которого не может превышать шесть месяцев. В силу части 7 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения, срок исполнения которого не может превышать три месяца, и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Как предусмотрено частью 8 статьи 93 Закона № 273-ФЗ, в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае неисполнения в установленный срок выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона № 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Организация предприняла меры по устранению нарушений, указанных в предписании от 11.11.2019 № 07-55-219/20-З/ПП. В частности, Организация заключила соглашение о посещении студентами читального зала Государственного музея истории и религии, пользовании каталогами и книжным фондом; разработала локальный нормативный акт, регламентирующий языки, языки образования, а также получение образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой, направленной на подготовку слушателей и религиозного персонала; установила образец справки об обучении или периоде обучения, выдаваемой лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы, направленной на подготовку слушателей и религиозного персонала и (или) отчисленным от нее; создала на сайте организации специальный раздел «Сведений об образовательной организации»; обеспечивает открытость и доступность информации – http:www.novosaratovka.org/about. Исходя из этого, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие формальных признаков допущенных Организацией нарушений не могут служить достаточным основанием для аннулирования лицензии, а норма статьи 20 Закона № 99-ФЗ, являясь административно-правовой санкцией, должна соответствовать предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности требованиям и ее применение должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. В кассационной жалобе Рособрнадзор ссылается на неправильное применение положений статей 16, 17, пункта 21 части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 37, пунктов 2, 4, 5, 7, 9 -11 части 1, пункта 1 части 4 статьи 41 Закона № 273-ФЗ и необоснованность выводов судов об устранении Организацией указанных нарушений требований Закона № 273-ФЗ. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (часть 3 статьи 16 Закона № 273-ФЗ). Суды двух инстанция в отношении указанных выше нарушений исходили из установленного ими обстоятельства о реализации Организацией «исключительно дистанционного обучения». Вместе с тем, материалами дела указанное обстоятельство не подтверждается, ссылок на конкретные доказательства судебные акты не содержат. Вопрос наличия у Организации условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды судами не исследован. При этом судами не приведено нормативное обоснование освобождающее организацию осуществляющую «исключительно дистанционное обучение» от соблюдения приведенных нормативных требований. В кассационной жалобе Рособрнадзор ссылается неправильный вывод судов о том, что педагогические работники Организации не могут повышать свой профессиональный уровень в соответствии с их обязанностями, так как в Российской Федерации отсутствуют образовательные учреждения или курсы повышения квалификации подобной направленности. Данный вывод не соответствует системному толкованию положений части 4, 5 статьи 12, пункта 4 части 4 статьи 23, пунктов 2, 4 статьи 76 Закона № 273-ФЗ допускающим самостоятельную реализацию программ для повышения профессионального уровня своих преподавателей. Вывод судов об устранение Организацией нарушения пункта 7 части 1 статьи 48 Закона № 273-ФЗ о регулярном направлении своих сотрудников для участия в профильных конференциях и семинарах за рубежом не нашел подтверждения материалами дела. Рособранадзор в кассационной жалобе также считает неверными выводы судов относительно нарушений, связанных с информационной открытостью Организации. Суды указали в судебных актах на то, что Организация не размещает информацию о численности обучающихся по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по причине отсутствия подобного финансирования. Организация не может предоставить и разместить информацию о наличии вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, направленной на подготовку слушателей и религиозного персонала религиозных организаций (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) по причине отсутствия подобного финансирования. Организация не предоставляет информацию на сайте о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями, количестве жилых помещений, формировании платы за проживание, так как обучение ведется дистанционно. Данные выводы не соответствуют требованиям, установленным в подпунктах «г», «м», «о» пункта 1 части 1 статьи 29 Закона № 273-ФЗ, пунктам 3.4, 3.8, 3.11 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (далее – Требований). Также заслуживает внимания доводы кассационной жалобы о необоснованности выводов судов об устранении Организацией нарушений части 3 статьи 35, части 6 статьи 45, пунктов 9, 10 части 1 статьи 49, части 12 статьи 60 Закона № 273-ФЗ. Судебные акты не содержат выводов в отношении устранения Организацией ряда нарушений, указанных в повторном предписании, в том числе, нарушений: подпунктов «а», «д», «ж», «з», «и», «п», «р» пункта 1 части 2 статьи 29, частей 2 и 3 статьи 30, пункта 3 части 1 статьи 34 Закона № 273-ФЗ пункта 3.1, подпункта «а» пункта 3.3, подпункта «а», «б» пункта 3.6, пункта 3.7, 3.10 Требований. В соответствии с частью 3 статьи 288 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления. На основании изложенного решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать законными и обоснованными. Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, принимая во внимание задачи судопроизводства в арбитражных судах, конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт. Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по делу № А56-36035/2020 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | И.Г. Савицкая В.М. Толкунов | |||