АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 октября 2022 года | Дело № | А56-3650/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи рассмотрев 03.10.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу у с т а н о в и л: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН <***> (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Суприм Телеком», адрес: 199155, На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 суд взыскал с Общества в пользу Министерства Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 изменено: с Общества в пользу Министерства взыскано 180 571 руб. 01 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 12 253 руб. 18 коп. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 11.11.2021, а также пени, начисленные на сумму долга в размере В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неполное выяснение судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить в части отказа Министерству во взыскании с Общества пеней, начиная с 01.04.2022, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. Податель жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции не учел, что Обществом не заявлялось об освобождении от уплаты неустойки, доказательства того, что оно в действительности пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на взыскание финансовых санкций, не представлялось, в связи с чем на Общество не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, введенных Постановлением № 497. Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 АПК РФ. Пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ) установлено, что оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) основным видом экономической деятельности Общества является деятельность в области связи на базе проводных технологий (ОКВЭД 61.10), Общество осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, то есть является оператором сети связи общего пользования. Частью 1 статьи 60 Закона № 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники. Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона № 126-ФЗ). В свою очередь правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона № 126-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41 (зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2008 № 12410) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Законом № 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона № 126-ФЗ). Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 № 719 Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Положение № 418) в соответствии с абзацем 4 пункта 1 которого Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания. Согласно представленным Обществом сведениям о доходах за 2-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года, 1-4 кварталы 2016 года, 1-3 кварталы 2017 года, 2 квартал 2018 года и 2 квартал 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности составляет 180 571 руб. 01 коп. Министерство направило в адрес Общества уведомление от 16.09.2021 № П14-1-09-200-40551 с требованием оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату. Поскольку уведомление было оставлено Обществом без исполнения, выплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и пеней за их несвоевременную уплату по настоящее время Общество не произвело, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями Закона № 126-ФЗ, пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», частично удовлетворил требования Министерства, взыскав сумму задолженности и пеней, отказав частично в удовлетворении требований, по которым истек срок исковой давности. Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части отказа Министерству в удовлетворении требований по мотиву пропуска срока исковой давности (Общество требования не оспаривало, о применении срока исковой давности не заявляло в суде первой инстанции), изменил решение суда первой инстанции и взыскал заявленные Министерством суммы задолженности и пеней, указав в резолютивной части судебного акта, что в период с 01.04.2022 до окончания срока действия моратория, введенного Постановлением № 497, начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность не производится. Министерство в кассационной жалобе, не оспаривая правомерность судебного акта в части взыскания 180 571 руб. 01 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и 12 253 руб. 18 коп. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 11.11.2021, оспаривает вывод суда апелляционной инстанции в отношении пеней, начисленных на сумму долга в размере 180 571 руб. 01 коп. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 12.11.2021 по дату фактической оплаты в части указания суда апелляционной инстанции на то, что в период с 01.04.2022 до окончания срока действия моратория, введенного Постановлением № 497, начисление неустойки на установленную судебным актом задолженность не производится. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующему. Постановлением № 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в период действия указанного моратория проценты по день фактической уплаты долга не подлежат начислению. Однако поскольку решение суда первой инстанции, вынесено до установления указанного моратория (резолютивная часть от 18.03.2022), суд кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для дополнения решения суда указанным абзацем, поскольку указанное обстоятельство не могло учитываться судом первой инстанции по объективным причинам при рассмотрении дела по существу. Вместе с тем, при расчете суммы неустойки, начисленной после вынесения решения, должен быть принят во внимание мораторий, введенный Постановлением № 497, в период действия которого финансовые санкции не начисляются, что подлежит учету при расчете суммы в процессе исполнения судебного акта по настоящему делу. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по делу № А56-3650/2022 изложить в следующей редакции: «Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Суприм Телеком», адрес: 199155, Санкт-Петербург, наб. Морская, д. 39, к. 3, литер А, пом. 28-Н, ИНН <***>, ОГРН <***>, в пользу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН <***>, 180 571 руб. 01 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 12 253 руб. 18 коп. пеней за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, по состоянию на 11.11.2021 и пеней, начисленных на сумму долга в размере 180 571 руб. 01 коп. исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 12.11.2021 по дату фактической оплаты. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Суприм Телеком», адрес: 199155, Санкт-Петербург, наб. Морская, д. 39, к. 3, литер А, пом. 28-Н, ИНН <***>, ОГРН <***>, в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 12 785 руб.». | ||||
Председательствующий | Е.С. Васильева | |||