ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-40052/2023 от 29.01.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 февраля 2024 года

Дело №А56-40052/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Геворкян Д.С.

судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Хариной И.С. (до перерыва), секретарем Риваненковым А.И. (после перерыва);

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.01.2024 (до и после перерыва);

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 09.01.2024 (до и после перерыва), 2) ФИО3 по доверенности от 10.01.2024 (до перерыва), ФИО4 по доверенности от 10.01.2024 (после перерыва);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40497/2023) общества с ограниченной ответственностью «Гранит» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу № А56-40052/2023 (судья Покровский С. С.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гранит»

к 1) Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России №11 по Ленинградской области; 2) УФНС Ленинградской области

об отмене решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН <***>; далее – налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 11 по Ленинградской области (далее – налоговый орган, инспекция) об отмене решения от 02.12.2022 № 26 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе общество просит указанное решение отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

По мнению подателя жалобы, утверждение налогового органа о том, что для признания полезным ископаемым необходимо наличие государственного стандарта на продукцию разработки карьера прямо противоречит положениям пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации и не соответствует действительности, ссылаясь на ГОСТ 31436-2011 Межгосударственный стандарт. Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний», введенный в действие Приказом Росстандарта от 31.05.2012 № 96-ст. Общество утверждает, что щебень, получаемый из камня строительного, не может считаться добытым полезным ископаемым, поскольку является продуктом производства.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители инспекции и управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

В судебном заседании объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство о назначении судебной товароведческой экспертизы, а также заявил ходатайство об отложении заседания.

Ходатайство заявителя отклонено апелляционным судом в связи с отсутствием предусмотренных статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований.

В соответствии с частью 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Обязательное отложение судебного заседания предусмотрено только в двух случаях: когда это прямо предусмотрено АПК РФ и в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о месте и времени судебного разбирательства (часть 1 статьи 158 АПК РФ).

На основании пункта 5 статьи 158 АПК РФ суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе, при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Данная норма не носит императивного характера, а ни одна из причин, указанных в ходатайстве, не является для суда безусловно уважительной.

Вопрос об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства об отложении слушания дела решается судом с учетом всех обстоятельств дела и представленных заявителем ходатайства документов по своему внутреннему убеждению.

Апелляционный суд, руководствуясь статьями 158 и 159 АПК РФ, определил в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку приведенные представителем заявителя обстоятельства не создают безусловных препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.

Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.

Инспекцией в порядке статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) на основании решения от 29.12.2021 № 9 проведена выездная налоговая проверка общества по налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 24.08.2022 №12 (далее – Акт проверки).

В ходе проверки инспекций установлено, что в нарушение статей 336, 337 и 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налогоплательщиком неверно определен вид добытого полезного ископаемого и, как следствие, неверно определена налоговая база по НДПИ.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией, принято решение от 02.12.2022 № 26 (далее – решение от 02.12.2022 № 26) о привлечении ООО «Гранит» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 15 700 руб. Также Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в размере 20 234 808 руб. и пени в размере 13 093 323,79 руб.

Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обжаловал его вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном пунктом 1 статьи 139.1 Налогового Кодекса.

Решением УФНС России по Ленинградской области от 13.02.2023 № 16-22-06/02134@ Решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 11 по Ленинградской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.12.2022 № 26 отменено согласно мотивировочной части, произведен перерасчет налоговых обязательств.

Таким образом, Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 15 700 руб., а также доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 20 234 808 руб., пени в размере 11 718 368,58 руб.

Не согласившись с законностью решения инспекции от 02.12.2022 № 26 в редакции решения управления от 13.02.2023 № 16-22-06/02134@, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявления.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 334 НК РФ налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» участки недр предоставляются в пользование на основании лицензии на пользование недрами, в частности, для добычи полезных ископаемых.

Пунктом 1 статьи 337 НК РФ установлено, что в целях главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» (далее - Постановление № 64) указано, что положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

Исходя из изложенного, при определении вида добытого полезного ископаемого (как крупногабаритного строительного камня, так и более мелкой фракции (щебня)) в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание соответствующую документацию налогоплательщика.

Основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.

Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 № 309-ЭС21-1456, определение Верховного Суда РФ от 06.10.2021 № 309-ЭС21-17279 по делу № А76-8659/2020).

Основным видом экономической деятельности заявителя по «ОК 029-2014. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (далее – ОК 029-2014) является «Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев» - 08.11.

Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, щебень и камень природный дробленый отнесены к разделу 08 «Продукция горнодобывающих производств прочая».

Согласно разделу «В» «Добыча полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС), утв. Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня включает: добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также, дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировку.

Перечисленные виды работ выполняются хозяйствующими субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых.

Следовательно, процессы дробления и измельчения строительного камня до щебня отнесены общероссийским классификатором к видам добычных работ, равно как и щебень назван среди продуктов горнодобывающей промышленности.

Таким образом, согласно технической документации разработки месторождения комплекс технологических операций по добыче полезного ископаемого состоит из добычи строительного камня и первичной обработки его на ДСК, расположенном на промплощадке предприятия.

Указанная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой по данному вопросу (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2022 № 309-ЭС222928, от 16.03.2022 № 309-ЭС22-1224, от 19.10.2021 № 309- ЭС21-18458, от 11.10.2021 № 309-ЭС21-17888, от 06.10.2021 № 309-ЭС21-17279).

Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление строительного камня относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией.

В случае же, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения), процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.

ООО «Гранит» в 2018 году осуществляло недропользование на основании Лицензии ЛОД 02315 ТЭ от 20.01.2005 сроком действия до 31.12.2025, с целевым назначением и видами работ «Добыча гранитов на Южном участке месторождения «Сысоевское» для производства щебня».

Согласно разделу 2 Приложения 2 к лицензии № ЛОД 02315 ТЭ от 20.01.2005 «Лицензионное соглашение об условиях разведки и добычи гранитов для производства щебня на Южном участке месторождения Сысоевское в Выборгском районе Ленинградской области» Сысоевское месторождение гранитов разведано в 1979 г. по заявке ПСМО «Ленгидроэнергоспецстрой» в качестве сырьевой базы щебеночного производства для строительства водозащитных сооружений. Запасы месторождения утверждены протоколом Г'КЗ СССР № 10293 от 18.11.1987.

В Приложении 2 к данной лицензии (лицензионное соглашение), а также в дополнении ЛФ 6 (пункт З «Сведения об участке недр») указано, что граниты соответствуют требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Частью второй статьи 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) установлена обязанность пользователей недрами обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами. Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации (часть шестая статьи 24 Закона о недрах).

ООО «Гранит» в соответствии с «Правилами охраны недр», утвержденными Госгортехнадзором России 06.06.2003 № 71, «Правилами подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 № 814 разработан и утвержден «План развития горных работ на Южном участке месторождения гранитов Сысоевское в Выборгском районе ленинградской области на 2018 год» (ПРГР на 2018 год),

В указанном Плане развития карьера содержится описание комплекса мероприятий по добыче полезного ископаемого, конечным этапом которого является дробление горных пород и доведения до стандарта качества ГОСТ 8267—93 с получением щебня.

Месторождение гранитов разрабатывается ООО «Гранит» на основании «Проекта строительства и реконструкции карьера с ДСУ по производству щебня на месторождении Сысоевское (Южный участок) в Выборгском районе Ленинградской области», проектной документации «Техническое перевооружение на базе Южного участка месторождения гранитов Сысоевское в Выборгском районе Ленинградской области», утвержденной Протоколом заседания ТКР Севзапнедра по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 21.12.2012г. № 108-21-12.12/ЛО, проектной документацией «Внесение изменений в проектную документацию «Техническое перевооружение предприятия на базе Южного участка месторождения гранитов Сысоевское в Выборгском районе Ленинградской области», утвержденной Протоколом Заседания Территориальной комиссии Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 15.12.2017 № 49/k-15.12.17/ЛО.

Согласно Протокола от 21.12.2012 № 108-21-12.12/ЛО, заседания Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ООО «Гранит» представлена на рассмотрение и согласование в ТКР Севзапнедра проектная документация «Техническое перевооружение предприятия на базе Южного участка месторождения гранитов Сысоевское в Выборгском районе Ленинградской области» (далее Проект).

Пунктом 2.4 Протокола предусматривается переработка добываемого в карьере полезного ископаемого на щебень фракций 25-60 мм и 5-20 мм и песок из отсевов дробления кр. 0-5 мм с помощью дробильно-сортировочного оборудования; технологическая схема переработки полезного ископаемого предусматривает трехстадийное дробление с предварительным грохочением перед первичным дроблением и замкнутым циклом на второй и третьей стадиях дробления, без промывки; переработка полезного ископаемого будет производиться на дробильно-сортировочном оборудовании фирмы «Metso Minerals» (Финляндия)».

Таким образом, Планом развития горных работ на южном участке месторождение гранитов «Сысоевское» в Выборгском районе Ленинградской области, лицензией от 20.01.2005 № ЛОД 02315 ТЭ на пользование недрами с целевым назначением «добыча гранитов на Южном участке месторождения «Сысоевское» для производства щебня» предусмотрено получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня, то для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытым полезным ископаемым будет признаваться фракционный щебень, поскольку техническим проектом предусмотрено не только извлечение горной породы из недр, но и операции дробления, что следует рассматривать не как переработку полезного ископаемого, а как доведение добытого полезного ископаемого до требуемых стандартов.

Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление строительного камня относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией. В случае же, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения), процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.

Таким образом, налогоплательщиком ошибочно определен вид добываемого полезного ископаемого, учитывая, что технологический процесс горнодобычи общества предусматривает дробление изъятой из недр скальной породы и получение камня строительного (щебня).

Наличие ГОСТ 31436-2011 «Межгосударственный стандарт. Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний» (введен в действие Приказом Госстандарта от 31.05.2012 № 96-ст) в данной ситуации не имеет правового значения, так как данный ГОСТ разработан на полезное ископаемое (породу, сырье), в отношении которого не окончены все предусмотренные проектом развития месторождения горно-добычные операции, что в соответствии с пунктом 7 статьи 339 НК РФ исключает возможность признания полезным ископаемым для целей налогообложения строительный камень. Разработанные заявителем технические условия в настоящем случае фактически являются стандартом на извлекаемую породу, а не стандартом на продукцию разработки месторождения.

Указанные выводы подтверждаются позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19.10.2021 № 309-ЭС21-18458 по делу № А60-11461/2020, от 11.10.2021 № 309-ЭС21-17888 по делу № А60-45531/2020, от 06.10.2021 по делу № А76-8659/2020.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводом инспекции о том, что процессы дробления, измельчения и сортировки полезных ископаемых относятся непосредственно к добыче полезного ископаемого, а щебень является продукцией горнодобывающей промышленности, первым соответствующим стандарту качества ГОСТ 8267-93, в связи с чем для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым должен признаваться щебень.

Общество, ссылаясь на существование в спорный период правовой неопределенности, полагает незаконным доначисление Инспекцией налога и начисление соответствующих сумм пеней и штрафов.

Утверждение общества о нарушении судом установленного Конституционным Судом Российской Федерации запрета ретроспективного применения правовых позиций, ухудшающих положение налогоплательщика, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи с отсутствием оснований полагать, что правовые подходы Верховного Суда Российской Федерации относительно правил исчисления НДПИ, изменились в сравнении с ранее действовавшей устойчивой судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2022 № 530-О, правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.

В статье 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении – как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества.

Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 НК РФ следует, что возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Соответственно, для корректного определения объекта обложения НДПИ правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, то есть извлечению полезного ископаемого из недр (или же по переработке его в качественно иную продукцию), а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки).

Тем самым при определении добытого полезного ископаемого в целях налогообложения необходимо принимать во внимание в совокупности сведения, содержащиеся в лицензии на пользование недрами, техническом проекте разработки месторождения, данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартах качества полезного ископаемого и иных документах налогоплательщика, являющегося недропользователем.

Материалами дела подтверждено, что осуществляемые Обществом технологические операции по дроблению горной породы связаны с непосредственной добычей полезного ископаемого в результате специальных видов добычных работ на основании лицензии, такой вид полезного ископаемого как «щебень», добытый Обществом, как недропользователем на лицензионном участке месторождения, соответствует ГОСТ 8267-93 и является первичной продукцией разработки месторождения, первой по своему качеству, соответствующей государственному стандарту.

Доказательств того, что налогоплательщик производит переработку строительного камня путем его обогащения либо технологического передела (отделение ценных минералов от пустой породы, взаимное разделение ценных минералов, получение готового полуфабриката и т.п.), в результате которых была бы получена качественно новая продукция, не представлено.

Вместе с тем, в части признания недействительным решения о привлечении ООО «Гранит» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде пени в размере 13 093 323,79 руб. апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Налоговый кодекс Российской Федерации, регулируя властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2), определяет общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и закрепляет, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108).

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации).

Одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не является исчерпывающим (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 111 названного кодекса).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 НК РФ основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов могут быть установлены исключительно НК РФ.

Редакция подпункта 10 пункта 1 статьи 337 НК РФ, действующая в проверяемом периоде, предусматривала такой вид добытого полезного ископаемого как камень строительный.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ, в частности, внесены изменения в статьи 337 и 343 Кодекса, которые вступили в силу с 01.09.2022.

Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса в редакции Федерального закона № 323-ФЗ добытым полезным ископаемым в целях исчисления НДПИ признается «камень строительный» (за исключением камня строительного, предназначенного для получения щебня), а также «щебень».

Исчисление и уплата НДПИ в отношении щебня производятся в порядке, установленном статьей 343 НК РФ.

При этом статья 343 НК РФ дополнена пунктом 13, согласно которому сумма НДПИ, исчисленная за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.

Пункт 3 статьи 3 НК РФ устанавливает необходимость наличия экономического основания налогов и сборов, а также запрет на их произвольность.

Изменения в статью 337 НК РФ вызваны необходимостью устранить правовую неопределенность в части определения, что же является полезным ископаемым: строительный камень или щебень.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии правовой неопределенности в определении полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в проверяемом периоде.

В этой связи привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии конкретного правового предписания, которое это лицо обязано исполнить, не отвечает принципу определенности налоговых обязательств и противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, принятый по настоящему делу судебный акт подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недейсвтительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований в указанной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2023 по делу № А56-40052/2023 отменить.

Признать решение Межрайонной ИФНС России № 11 по Ленинградской области от 02.12.2022 № 26 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН <***>) к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части начисления пеней по налогу на добычу полезных ископаемых.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 11 по Ленинградской области

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 11 по Ленинградской области (ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлине в размере 4500 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.С. Геворкян

Судьи

О.В. Горбачева

Л.П. Загараева