ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-41799/16 от 02.08.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 августа 2017 года

Дело №

А56-41799/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В.,                  Сапоткиной Т.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гатчинская гольф-деревня» Тураходжаева Т.Б. (доверенность от 18.07.2017 № 33), от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области               Лазарева В.С. (доверенность от 16.12.2016),

рассмотрев 02.08.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области                        от 29.01.2017 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу № А56-41799/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гатчинская гольф-деревня», место нахождения: 188365, Ленинградская обл., Гачинский р-н, пос. Сусанино,   6-я линия, д. 112, пом. 11, ОГРН 1044702087814, ИНН 4719025925 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер.,          д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Ленинградской области (далее – Кадастровая палата) от 21.04.2016 № 47/16-42281, 47/16-42253, 47/16-42417, 47/16-42756, 47/16-42247, 47/16-42251, 47/16-42266 об отказе в учете изменений земельных участков площадью 4259 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:669, площадью 1512 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:670, площадью 3957 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:671, площадью 2974 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:672, площадью 3763 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:673, площадью 21 200 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:674, площадью 3134 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:680, а также об обязании Кадастровой палаты изменить в государственном кадастре недвижимости сведения о виде разрешенного использования названных земельных участков и указать вместо «для сельскохозяйственного производства» вид - «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)».

Применительно к правилам статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сусанинского сельского поселения Гатчинского муниципального района, место нахождения: 188362, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Сусанино, Петровский пр., д. 20,                  ОГРН 1054701273659, ИНН 4705031005 (далее - Администрация).

Решением суда первой инстанции от 29.01.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда                     от 11.05.2017 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы считает, что оспариваемые решения являются обоснованными, поскольку в распоряжение органа кадастрового учета не был представлен проект межевания территории, в соответствии с которым определен испрашиваемый Обществом вид разрешенного использования; суды ошибочно не применили положения градостроительных регламентов.

В судебном заседании представитель Кадастровой палаты поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Администрация, участвующая в деле и надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: площадью 4259 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:669, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Школьная аллея; площадью 1512 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:670, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Весенняя аллея; площадью 3957 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:671, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Весенняя ул.; площадью 2974 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:672, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Ботаническая аллея; площадью 3763 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:673, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Школьная аллея; площадью 21 200 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:674, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Кристалльная наб.; площадью 3134 кв.м с кадастровым номером 47:23:0521002:680, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, Сусанинское сп, дер. Красницы, Звездный бульвар.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права от 27.04.2016, из которых усматривается, что перечисленные земельные участки относятся к категории земель – «земли населенных пунктов», для них установлен вид разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства».

Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлениями от 30.12.2015 о внесении изменений в государственный кадастровый учет в части сведений о  виде разрешенного использования названных земельных участков с указанием сведений «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)» вместо вида «для сельскохозяйственного производства». К указанным заявлениям Общество приложило, в том числе следующие документы: решение Совета депутатов муниципального образования «Сусанинское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 30.06.2014              № 342 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения; постановление Администрации от 01.08.2014 № 296, которым утвержден проект планировки территории и проект межевания территории; письмо Администрации от 29.12.2015 № 1597, согласно которому земельные участки расположены в границах красных линий участков, предназначенных для размещения линейных объектов и улично-дорожной сети; постановление Администрации от 29.12.2015 № 779 об установлении вида разрешенного использования принадлежащих Обществу земельных участков.

Решениями Кадастровой палаты от 21.01.2016 № 47/16-4919, 47/16-5056, 47-16-4806, 47/16-5275, 47/16-5059, 47-16-5050, 47/16-5065 осуществление кадастрового учета изменений было приостановлено со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) и на то, что орган местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия и по запросу кадастрового органа не предоставил карту (план) объекта землеустройства, содержащую наименование основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования для территориальной зоны.

Решениями Кадастровой палаты от 21.04.2016 № 47/16-42281, 47/16-42253, 47/16-42417, 47/16-42756, 47/16-42247, 47/16-42251, 47/16-42266 заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования объектов недвижимости на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, и истечением срока приостановления.

Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, считая, что для осуществления кадастрового учета изменений в сведениях в отношении спорных земельных участков были представлены все необходимые документы, а решения Кадастровой палаты от 21.04.2016 противоречат закону и нарушают его права и законные интересы как собственника земельных участков.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 1, 7, 16, 22, 26, 27 Закона № 221-ФЗ, статьями 30, 36, 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пунктом 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее – Обзор судебной практики                  от 30.11.2016), установили, что для осуществления кадастрового учета изменений земельных участков в Кадастровую палату были представлены все необходимые документы, подтверждающие установление в отношении принадлежащих Обществу участков вида разрешенного использования - «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)»; в связи с этим суды признали оспариваемые решения Кадастровой палаты незаконными и удовлетворили заявленные требования.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 13 статьи 27 Закона № 221-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия Кадастровой палатой обжалуемых решений) решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем. Соответствующие требования рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.

Согласно пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ, если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой относится земельный участок, и разрешенном использовании.

В соответствии со статьей 16 названного Закона в связи с изменением указанных характеристик объекта на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, предоставленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия, осуществляется кадастровый учет объекта недвижимости.

Перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, определен в статье 22 Закона № 221-ФЗ.

Исходя из статей 26, 27 Закона № 221-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Как правильно установлено судами из буквального содержания оспариваемых решений, в данном случае основанием для приостановления, а затем и для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений характеристик земельных участков послужило непредставление органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия и по запросу кадастрового органа карты (плана) объекта землеустройства, содержащей наименование основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования для территориальной зоны.

В силу статьи 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

Однако, градостроительный регламент не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, что прямо закреплено в пункте 3 части 4 статьи 36                 ГрК РФ.

При этом согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Из приложенного к заявлениям Общества о кадастровом учете изменений в сведениях об объектах недвижимости письма Администрации от 29.12.2015    № 1597 следует, что для спорных земельных участков установлен вид разрешенного использования «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)» в соответствии с Генеральным планом Сусанинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Сусанинского сельского поселения от 30.06.2014 № 341, поскольку участки расположены в границах дер. Красницы в месте планируемого размещения улично-дорожной сети и линейных объектов инженерной инфраструктуры. Обращаясь с заявлениями в орган кадастрового учета, Общество также приложило постановление Администрации от 29.12.2015 № 779, которым для земельных участков установлен вид разрешенного использования «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)».

При этом судами установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории, утвержденными решением Совета депутатов Сусанинского сельского поселения от 30.06.2014 № 342, земельные участки расположены в границах красных линий участков, предназначенных для размещения линейных объектов и действие градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки территории на них не распространяются. В соответствии с проектом планировки территории и проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации от 01.08.2014                № 296, участки расположены в границах красных линий участков, предназначенных для размещения улично-дорожной сети.

При таком положении является обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае для осуществления кадастрового учета изменений характеристик земельных участков не требовалось предоставление карт (планов) в отношении Сусанинского сельского поселения, поскольку утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования, а принадлежащие Обществу земельные участки расположены в зоне размещения линейных объектов, действие градостроительного регламента в таком случае на них не распространяется.

С учетом указанных обстоятельств суды, установив, что представленные Обществом в Кадастровую палату документы содержали все сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений вида разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для размещения линейных объектов (улично-дорожная сеть)», а у Кадастровой палаты не имелось оснований, предусмотренных статьей 27 Закона № 221-ФЗ, для отказа Обществу в осуществлении кадастрового учета изменений  в сведениях об объектах недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, обоснованно удовлетворили заявленные требования.

При этом суды правильно отклонили довод Кадастровой палаты о невозможности внесения изменений в кадастровый учет ввиду непредставления Администрацией в порядке межведомственного взаимодействия карты (плана) объекта землеустройства. Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 12 Обзора судебной практики от 30.11.2016, названные обстоятельства сами по себе не могут повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.

Доводы Кадастровой палаты о непредставлении Обществом проекта межевания территории, в границах которой расположены земельные участки, отклоняются кассационным судом, поскольку данные обстоятельства не были указаны в качестве основания как для приостановления, так и для отказа в осуществления кадастрового учета.

При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 по делу № А56-41799/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.Г. Преснецова

Судьи

А.В. Кадулин

Т.И. Сапоткина