ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
27 декабря 2021 года
Дело №А56-43514/2021
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Трощенко Е.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36274/2021) Государственного учреждения – ОПФР РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу № А56-43514/2021 (судья Анисимова О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения –УПФР РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга
к ООО "ЭнергоРосСтрой"
о взыскании финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоРосСтрой» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ООО «ЭРС») суммы финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020 года в размере 132 500 рублей для перечисления в соответствующий бюджет.
В ходе судебного разбирательства заинтересованным лицом заявлено ходатайство о правопреемстве Управления на Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение). Судом первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) удовлетворено данное ходатайство. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Кировском районе Санкт-Петербурга заменено на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургуи Ленинградской области.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 28.07.2021 (в виде резолютивной части) в удовлетворении требований отказано.
Судом первой инстанции 23.08.2021 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отказано в заявленных требованиях, сведения на застрахованных лиц представлены по истечении установленного срока.
От Общества поступил отзыв, в котором оно возражало против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке по правилам статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что ежемесячный отчет «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М за период апрель-сентябрь 2020 года не представлены Обществом (страхователем) в Управление в полном объеме в установленные сроки – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Обществом представлен ежемесячный отчет «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (дополняющая) 21.10.2020 за апрель 2020 года на 57 застрахованных лиц, за май 2020 года на 56 застрахованных лиц, за июнь 2020 года на 38 застрахованных лиц, за июль 2020 года на 38 застрахованных лиц, за август 2020 года на 37 застрахованных лиц, за сентябрь 2020 года на 39 застрахованных лиц. В связи с чем по результатам камеральной проверки Управлением составлены акты проверки от 21.12.2020 № 202S18200093832, № 202S18200093846, № 202S18200093855, № 202S18200093858, № 202S18200093861, № 202S18200093863. Возражений от Общества на акты не поступило. Рассмотрев акт и иные документы на основании абзацев 9-13 статьи 17 Закона №27-ФЗ Управлением приняты решения от 04.02.2021 № 202S19210007758, № 202S19210007757, № 202S19210007755, № 202S19210007754, № 202S19210007753, № 202S19210007752 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление ежемесячной отчетности на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2020 года в виде штрафа в размере 132500 руб.
Решения направлены страхователю по почте заказным письмом с уведомлением.
Поскольку страхователем не была исполнена обязанность по уплате штрафных санкций по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Управлением направлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в ПФР от 11.03.2021 № 202S01210016297 на сумму штрафа 28500 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021, № 202S01210016296 на сумму штрафа 28000 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021, № 202S01210016295 на сумму штрафа 19000 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021, № 202S01210016294 на сумму штрафа в размере 19000 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021, № 202S01210016293 на сумму штрафа в размере 18500 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021, № 202S01210016292 на сумму штрафа размере 19 500 руб. со сроком уплаты до 13.04.2021.
Требования направлены страхователю почтовым отправлением.
Доказательств уплаты финансовых санкций Общество суду не представило.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 17 закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее- Закон № 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Частью 2.2 Статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно отказано в заявленных требованиях, сведения на застрахованных лиц представлены по истечении установленного срока.
Указанный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишить Общество возможности исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально не подавались.
Из материалов дела видно, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления 21.10.2020 в Пенсионный фонд дополнительных сведений за данные периоды, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона №27-ФЗ. Акты истца датированы 21.12.2020.
Таким образом, допущенные нарушения выявлены заявителем после их устранения Обществом.
Податель жалобы основывает свою позицию на положении пункта 40 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Между тем данная инструкция не является основанием для привлечения заявителя к ответственности по следующим основаниям.
Данной инструкцией также предусмотрена возможность освобождения от применения санкций, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (п. 40).
При этом ответственность за непредставление сведений не может устанавливаться Инструкцией, должна быть предусмотрена законом.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право не только уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, но и дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения ПФР, и представить в фонд исправленные сведения.
Данным законом не предусмотрено возложение ответственности на лицо при непредставлении дополнительных сведений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, Общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Отделение дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к заявителю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Несмотря на то, что данная правовая позиция сформирована до принятия Инструкции № 211н, основания привлечения Общества к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях.
Привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
В настоящем случае Общество выявило и устранило допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена, в связи с чем основания для привлечения его к ответственности отсутствуют.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 269 – 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2021 по делу № А56-43514/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Е.И. Трощенко