ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-43637/2021 от 06.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 июня 2022 года

Дело №

А56-43637/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,

при участии от Администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 11.05.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области ФИО2 (по доверенности от 19.01.2022 № 01/7), от закрытого акционерного общества  «Камея» ФИО3 (доверенность от 20.05.2022)

рассмотрев 01.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу № А56-43637/2021,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, ул. Рядового Леонида Иванова, д. 14, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН <***>,             ИНН <***> (далее – Управление), от 02.03.2021 по делу                                      № 047/01/15-01/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество  «Камея», адрес: 191023, Санкт-Петербург, пер. Банковский, д. 3, лит. Б, пом. 22Н, оф. 1.3, ИНН <***>,                          ОГРН <***> (далее – Общество).

Решением суда от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление.

Податель жалобы указывает, что муниципальное казенное учреждение «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» (далее – Учреждение) не выполняет функции органов местного самоуправления и функции хозяйствующего субъекта в сфере погребения и похоронного дела; у Администрации к сроку исполнения предупреждения УФАС № Пр/03/01-01 от 24.07.2021 отсутствовали полномочия по внесению изменений в Устав Учреждения, поскольку такие полномочия были переданы Совету депутатов МО «Кузьмоловское ГП».

В отзыве на кассационную жалобу Общество опровергает доводы Администрации, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в своей кассационной жалобе, представители Управления и Общества возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

          Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Общества от 25.02.2020 № 2075 о возможном наличии в действиях Администрации признаков нарушений требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ)

Управление установило, что Администрацией принято постановление от 28.02.2017 № 34 о создании Учреждения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2 Устава на Учреждение возложены следующие полномочия:

- выдача разрешения на перезахоронение (подзахоронение) в установленном порядке;

- выдача разрешения на установку (замену) надмогильного сооружения (надгробия);

- передача информации в уполномоченный орган местного самоуправления для регистрации в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий);

- разработка и реализация мероприятий по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции (расширению), ремонту (текущему, капитальному), закрытию и переносу действующих кладбищ.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения части 3 статьи 15 Закон № 135-ФЗ, на основании статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ, Управление выдало предупреждение от 24.07.2020 № Пр/03/01-01 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем внесения изменений в Устав Учреждения, а именно: исключением из подпункта 2.2 пункта 2 Устава указанных выше положений.

Срок исполнения Предупреждения установлен до 25.10.2020.

Информации об исполнении Предупреждения Управлению не поступало, в связи с чем Управление на основании части 8 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства                               № 047/01/15-01/2020, по разрешении которого вынесло 02.03.2021 решение, признав в действиях Администрации наличие нарушения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ

Не  согласившись с вышеуказанным решением, Администрация оспорила его в судебном порядке.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отсутствие оснований для отмены решения Управления от 02.03.2021 по делу № 047/01/15-01/2020.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Статьей 15 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления.

При этом согласно статье 4 названного Закона под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ              «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ в гарантированный перечень услуг по погребению входит: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 29 Закона № 8-ФЗ к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших.

Судами установлено, что Администрацией переданы Учреждению как специализированной службе полномочия по организации похоронного дела и погребению, носящие контрольно-распорядительный характер, выходящие за пределы, обусловленные нормами Закона № 8-ФЗ, которыми предусмотрено право создавать специализированные службы только для оказания гарантированных услуг.

Довод Администрации о не предоставлении Учреждению таких полномочий не основан на установленных судами обстоятельствах и противоречит содержанию Устава на дату выявления Управлением вмененного нарушения.

Кроме того, вопреки утверждению Администрации допустимость осуществления казенным учреждением приносящей доход деятельности не освобождает учредителя от запрета наделять такую организацию функциями и правами органов местного самоуправления, к которым в данном случае отнесено определение порядка деятельности общественных кладбищ.

Ссылку Администрации на передачу 17.09.2020 прав учредителя Учреждения Совету депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили, установив, что предупреждение Управления о необходимости внесения изменений в подпункт 2.2 пункта 2 Устава Учреждения выдано Администрации 24.07.2020 со сроком исполнения до 25.10.2020, то есть до передачи указанных прав, факт нарушения антимонопольного законодательства положениями Устава выявлен Управлением в момент наличия у Администрации полномочий по внесению изменений в Устав.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона № 135-ФЗ в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Поскольку на дату окончания срока исполнения предупреждения Управления Администрация устранение выявленного нарушения части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ не обеспечило, Управление правомерно вынесло оспариваемое решение.

С учетом изложенного является обоснованным вывод судов о нарушении Администрацией части 3 статьи 15 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу № А56-43637/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

О.А. Алешкевич

Е.А. Аникина