АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 июня 2021 года | Дело № | А56-44027/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» ФИО1 (доверенность от 28.10.2020, № 167/2020), рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу № А56-44027/2020, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон», адрес: 173525, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Новгородский бекон», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, об оспаривании предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр, д.39, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – СЗМУ Росприроднадзора, Управление) от 09.12.2019 № ВД-162/11. Решением суда от 27.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2020, заявленные требования Общества удовлетворены, оспариваемое предписание Росприроднадзора от 09.12.2019 № ВД-162/11 признано недействительным. В кассационной жалобе СЗМУ Росприроднадзора просит отменить судебные акты; ссылается на неправильное применение судами норм материального права, повлекшее ошибочный вывод об отсутствии у Общества в ходе хозяйственной деятельности которого по содержанию птицы образуются отходы в виде подстилки из древесных опилок (относящихся к IV классу опасности) необходимости получения паспорта отходов I - IV классов опасности, что является прямым нарушением пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ). В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу – без удовлетворения по основаниям приведенным в отзыве. Представители Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами, СЗМУ Росприроднадзора на основании распоряжения от 31.10.2019 № ВД-162/11 провело в отношении ООО «Новгородский бекон» внеплановую документарную проверку по результатам которой составлен акт проверки от 09.12.2019 ВД-162/11 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований 09.12.2019 № ВД-162/11. Названным предписанием Управление обязало ООО «Новгородский бекон» устранить нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, выразившееся в том, что у Общества отсутствует паспорт отходов I - IV классов опасности на отходы – «Отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц», код по ФККО - 11279101334, образующихся на объектах 49-0153-000254-П, 49-0153-000278-П, чем нарушены пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) и пункт 3 статьи 14 № 89-ФЗ; со сроком исполнения до 03.04.2020. Ранее по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении Общества на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 19.07.2019 № 78 (с учетом ее продления по распоряжению от 28.08.2019 № 78/1), Обществу выдавалось аналогичное предписание от 16.09.2019 № 78/8, сроком исполнения до 11.11.2019. которое не было исполнено. Не согласившись с предписанием от 09.12.2019 № ВД-162/11, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указал на отсутствие у СЗМУ Росприроднадзора правовых и фактических оснований для выдачи Обществу оспариваемого предписания и отсутствии обязанности по оформлению паспорта отходов. Суды, при системном истолковании значимых нормативных положений, исходя из смысла понятий «обезвреживание отходов» (установленного статьей 1 Закона № 89-ФЗ), а также понятий «обезвреживание», «сжигание отходов», изложенных в примечании к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами производства и потребления», пункту 5.52 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», пунктов 4 и 6 Правил проведения паспортизации отходов и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712; далее - Правила № 712); Порядка № 541 основываясь на выводах, изложенных в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2019 по делу № А44-3794/2018 (оставленным без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 18.09.2019 № 307-ЭС19-15203), пришли к следующему выводу. В ООО «Новгородский бекон» отсутствует такой отход как «отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц», следовательно, у Общества отсутствует обязанность по оформлению паспорта отходов I - IV классов опасности на побочные продукты, образующиеся в результате его хозяйственной деятельности, в том числе навоз. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит названные выводы судов несостоятельными в силу следующего. Оценка действий Общества обусловлена прежде всего требованиями Закона № 89-ФЗ, который закрепляет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ). Как следует из материалов дела, кроме основного вида деятельности ООО «Новгородский бекон» (разведение свиней), Общество занимается разведением сельскохозяйственной птицы (кур); в ходе таковых у Общества образуется «помет куриный с опилками». В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 названного Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 утвержден «Порядок учета в области обращения с отходами» (далее- Порядок № 1028). Согласно пункту 3 Порядка № 1028 учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее - объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом. В силу пункта 4 Порядка № 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели. Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка № 1028). Согласно пункту 7 названного Порядка при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе, проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России. Согласно сноске <1> к этому пункту: класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. В соответствии с ФККО 11279101334 отходы «подстилки из древесных опилок при содержании птиц», образующихся на объектах 49-0153-000254-П, 49-0153-000278-П отнесены к отходам III - V классов опасности. Так как Обществом не приняты меры по подтверждению отнесения рассматриваемых отходов «Отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц» (код по ФККО - 11279101334) к конкретному классу опасности для окружающей среды, как следствие не оформлен паспорт отходов, Управление правомерно выдало Обществу предписание от 09.12.2019 № ВД-162/11 об устранении выявленного нарушения. Этот вывод основан на материалах дела и в полной мере согласуется с приведенными выше нормативными положениями. Кроме того, применительно к рассматриваемому предписанию от 09.12.2019 № ВД-162/11, незаконность требований административного органа, изложенных в ходе контрольный проверки исполнения ране выданного предписания, судами не установлена. Доказательства о признании недействительным предписания от 16.09.2019 № 78/8, выданного ранее по результатам плановой выездной проверки, проведенной в отношении Общества на оснований распоряжения (приказа) Управления от 19.07.2019 № 78, от 28.08.2019 № 78/1, отсутствуют. При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов, основанных на ошибочных выводах и на неправильном применении вышеназванных положений законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, необоснованной ссылке на обстоятельства дела № 44-3793/2018. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств; оснований для направления дела на новое рассмотрение не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу № А56-44027/2020 отменить. Обществу с ограниченной ответственностью «Новгородский бекон» в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 09.12.2019 № ВД-162/11 отказать. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | Е.А. Аникина А.Г. Кудин | |||