042/2023-80915(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 21ноября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Жуковой Т.В., Серовой В.К.,
при участии от публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» ФИО1 (доверенность от 07.10.2022), от
Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга» ФИО2 (доверенность от 15.09.2021 № 1496),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 по делу № А56-4627/2023,
у с т а н о в и л:
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга», адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 146, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее – Агентство), о признании незаконным бездействия Агентства, выразившегося в непредставлении запрашиваемых Компанией сведений, и об обязании его представить на бумажном носителе и в электронном виде справки о регистрации (по форме 9) по адресам, указанным в приложении № 1 к иску.
Решением от 29.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.04.2023 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2023 и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, у ресурсоснабжающей организации,
осуществлявшей предоставление коммунальной услуги должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также сведения, необходимые для получения платы за оказанные услуги, в связи с чем Компания имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными абонентов - физических лиц, в целях и объеме, установленном действующим законодательством. Информация о собственниках (нанимателях) жилого помещения, лицах, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) месту пребывания, сведения о характеристиках жилого помещения, находится в ведении Агентства как жилищного органа, являющегося оператором, получившим доступ к персональным данным собственников и нанимателей жилых помещений, зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства и (или) пребыванию. Если истец обращается с иском к управляющей компании, то суды в иске отказывают.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Агентства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в ряде многоквартирных домов (далее – МКД), расположенных на территории Невского района Санкт-Петербурга.
Компания является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, которым оказывает услуги по отпуску тепловой энергии
(рег. № 78-17-004388 в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных), и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в МКД, указанных в списке, приложенном к заявлению.
Решения о переходе на прямые договоры с Компанией приняты общими собраниями собственников помещений МКД. Прямые договоры заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений посредством совершения конклюдентных действий. Согласие потребителей на обработку персональных данных (в том числе фамилии, имени, отчества (при наличии), даты и места рождения, места жительства (регистрации), паспортных данных) получено Компанией в момент заключения прямых договоров.
В связи с наличием у собственников помещений МКД задолженности за поставленную тепловую энергию и горячее водоснабжение и ввиду недостаточности сведений о них, Компания направила в адрес Агентства запрос 25.11.2022 о предоставлении справок о регистрации по форме № 9.
Поскольку ответ на запрос в адрес Компании не поступил, запрашиваемые сведения Агентство не предоставило, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие у Агентства обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений, в удовлетворении заявлении отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 34-рп Агентство подведомственно исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, участвует в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно приложению 1 к названному распоряжению Агентство является обладателем информации по следующим документам: договорам найма, сведениям из домовой книги (в отношении жилых помещений, ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в которых в части, возложенной на жилищные организации, осуществляет Агентство), справкам о регистрации, характеристикам жилого помещения.
В силу пункта 1 Регламента предоставления услуги по выдаче справок о регистрации, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2012 № 110-р (далее - Распоряжение № 110-р), предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителем и Санкт-Петербургскими государственными казенными учреждениями - районными жилищными агентствами в сфере предоставления услуги по выдаче справки о регистрации.
При этом заявителями являются граждане, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга либо ранее зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, но снятые с регистрационного учета, в отношении которых запрашивается справка о регистрации (пункт 1.2 Распоряжения № 110-р).
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2004 № 192-п утвержден Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета жилищных организаций с подразделениями, осуществляющими начисление и взимание платы за жилье (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1.1 указанного распоряжения Регламент информационного взаимодействия отделов вселения и регистрационного учета (далее - ОВиРУ) с подразделениями, осуществляющими начисления оплаты жилья и коммунальных услуг (далее - Регламент), вводится в целях предоставления последним актуальных сведений о пользователях жилых помещений для осуществления начислений по оплате жилья и коммунальных услуг.
Регламент подлежит применению при взаимодействии ОВиРУ с
организациями, осуществляющими техническое обслуживание или управление домом, в том числе жилищными агентствами, акционерными обществами, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, иными юридическими лицами, имеющими жилой фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (пункт 1.2 Регламента).
Регламентом утверждены формы информации, подлежащей передаче (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс).
Согласно пункту 3.1 Регламента формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений районных жилищных агентств осуществляется еженедельно.
Формирование ведомостей (формы 1-пс, 2-пс, 3-пс) для подразделений иных организаций осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров (пункт 3.2 Регламента).
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в силу приведенных положений представление Агентством запрашиваемых сведений осуществляется на основании условий заключенных договоров, а не по запросам сторонних организаций, на чем настаивает Компания.
Соглашение, обязывающее Агентство предоставить Компании, как исполнителю коммунальных услуг, соответствующие сведения, между сторонами отсутствует.
Проанализировав часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае Агентство не относится к числу субъектов, обязанных представлять персональные сведения о потребителях коммунальных услуг по требованию ресурсоснабжающей организации.
Отклоняя ссылку Компании на Федеральный закон от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных», суды правомерно указали на то, что наличие у заявителя статуса оператора персональных данных и заключение им публичных договоров с потребителями коммунальных ресурсов не свидетельствуют о наличии именно у Агентства соответствующей обязанности по представлению запрашиваемой информации в адрес Компании.
Таким образом, при рассмотрении дела Компания не привела ссылок на нормы действующего законодательства, которые бы обязывали Агентство предоставлять ресурсоснабжающей организации запрашиваемые сведения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам спора, о неправильном применении норм права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 по делу № А56-4627/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1 » - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Михайловская
Судьи Т.В. Жукова
В.К. Серова