АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 июля 2023 года | Дело № | А56-49805/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Технотранс» ФИО1 (доверенность от 26.05.2023), ФИО2 (доверенность от 18.04.2023), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО3 (доверенность от 27.12.2022), от администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО3 (доверенность от 29.12.2022), от Федерального агентства морского и речного транспорта ФИО4 (доверенность от 20.09.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области и Федерального агентства морского и речного транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу № А56-49805/2022, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Технотранс», адрес: 121096, Москва, вн.тер.г. мун. округ Филевский парк, ул. Василисы Кожиной, д. 1, этаж 6, пом. I, комн. 8, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), о признании недействительным как ненормативного правового акта письма Комитета от 22.02.2022 № А-1399 и устранении нарушения прав Общества путем обязания Комитета предоставить Обществу в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 47:01:0301002:108 для реализации проекта по заявлению Общества (вх. № ВР-540/2022 от 24.01.2022), в том числе подготовить договор аренды земельного участка. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), и Федеральное агентство морского и речного транспорта, адрес: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Агентство). Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2022 требования Общества удовлетворены. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Комитет и Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просят отменить решение от 07.12.2022 и постановление от 29.03.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Суды, по мнению подателей жалобы, не учли, что постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 № 760 в постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2023 № 394, которым была утверждена государственная программа Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», предусматривающая в составе мероприятий по ее реализации строительство Высоцкого зернового терминала, внесены изменения, в соответствии с которыми площадь инвестиционной площадки в границах кадастрового квартала 47:01:0301002, в пределах которой планируется строительство Высоцкого зернового терминала, уменьшена с 41 га до 38,8 га за счет исключения из территории спорного участка; не приняли во внимание доводы Комитета относительно отсутствия в документах территориального планирования сведений о размещении объекта федерального значения непосредственно на спорном земельном участке, а также отсутствия проекта планировки территории, определяющего спорный участок для размещения соответствующего объекта. Агентство в своей кассационной жалобе также просит отменить решение от 07.12.2022 и постановление от 29.03.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Общества. Податель жалобы считает, что суды не исследовали и не оценили приведенные им доводы относительно того, что в схеме территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения не предусмотрено использование именно спорного участка для размещения объектов Высоцкого зернового терминала, что местоположение планируемых для размещения объектов в этом документе территориального планирования указывается с точностью до наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта, и что местоположение объекта с конкретизацией земельных участков определяется на следующем этапе - при подготовке документации по планировке территории, проектной документации. Агентство выражает несогласие с выводами судов относительно того, что вступившими в законную силу судебными актами по делу № А56-118325/2019 установлено, что территория спорного участка предназначена для размещения проекта «Высоцкий зерновой терминал», ссылается на то, что Агентство не было привлечено к участию в названном деле, и соответственно, для него выводы судов по данному делу не имеют преюдициального значения. Также податель жалобы указывает, что в дальнейшем, после рассмотрения спора по делу № А56-118325/2019, в государственную программу Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», предусматривающую строительство Высоцкого зернового терминала, были внесены изменения. В отзывах на кассационные жалобы Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представители Комитета, Администрации и Агентства поддержали доводы кассационных жалоб, а представители Общества возражали против их удовлетворения. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером 47:01:0301002:108, площадью 21 579 кв.м, с местоположением: Ленинградская обл., Выборгский р-н, МО «Высоцкое городское поселение», г. Высоцк (далее - Участок), сроком на 10 лет в целях строительства и эксплуатации «Высоцкого зернового терминала» мощностью 4 млн. тонн в год В заявлении Общество указало, что размещение объекта предусмотрено Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 384 (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 979-р) (далее - Схема). По результатам рассмотрения названного заявления письмом от 22.02.2022 № А-1399 Комитет уведомил Общество о невозможности предоставления земельного участка без проведения торгов в связи с тем, что постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 № 760 в постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2023 № 394, которым утверждена государственная программа Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», предусматривающая в составе мероприятий по ее реализации строительство Высоцкого зернового терминала, внесены изменения, и что Участок исключен из указанной программы. Общество, полагая решение Комитета, изложенное в письме от 22.02.2022 № А-1399, незаконным, нарушающим права заявителя, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление. Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим. Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения. В обоснование своего право на предоставление Участка в аренду без проведения торгов Общество указало на то, что Схемой предусмотрено размещение на Участке объекта федерального значения - Высоцкого зернового терминала. Суды посчитали, что Участок входит в границы землеотвода, предназначенного для размещения названного объекта федерального значения, сославшись на материалы по обоснованию внесения изменений в Схему и приведенные в них сведения о том с какими объектами граничит территория Высоцкого зернового терминала, а также на то, что это обстоятельство было установлено судами в рамках дела № А56-118325/2019. При этом суды не учли следующее. Документов, отображающих взаимное расположение Участка и объектов, указанных судами в качестве определяющих границы землеотвода для размещения Высоцкого зернового терминала, в дел не имеется. Данных об общей площади земельного участка, предназначенного для размещения этого объекта, в представленных Обществом материалах по обоснованию внесения изменения в Схему в части строительства Высоцкого зернового терминала (т.д. 1, л. 58-61) не содержится. Описание объектов, граничащих с территорией планируемого Высоцкого зернового терминала, приведенное в материалах по обоснованию внесения изменений в Схему (т.д. 1, л. 58), и описание места размещения объекта, содержащееся в приложении к письму Администрации от 25.04.2018 (т.д. 1, л. 62, 63), не являются полностью тождественными. Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В данном случае Общество обосновывало право на предоставление в аренду Участка обстоятельствами его включения в границы территории размещения Высоцкого зернового терминала согласно материалам, подготовленным Обществом для включения этого объекта в Схему и согласованным Агентством. Агентством по данному вопросу были заявлены возражения, мотивированные тем, что документами, подготовленными в целях реализации инвестиционного проекта Обществом, в том числе Схемой, не предусмотрено использование именно Участка для размещения объектов Высоцкого зернового терминала, и что место размещения Высоцкого зернового терминала определено в Схеме указанием только на населенный пункт, без какой-либо конкретизации. Поскольку Агентство не было привлечено к участию в деле № А56-118325/2019, оснований считать сделанные судами при его рассмотрении выводы относительно вопроса включения (невключения) Участка в границы территории размещения Высоцкого зернового терминала установленными обстоятельствами и не требующими исследования и доказывания при разрешении настоящего спора, у судов не имелось. Кроме того, при рассмотрении дела № А56-118325/2019 суды исходили из того, что проект строительства Высоцкого зернового терминала включен в государственную программу Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» с описанием границ землеотвода реализации этого проекта. При разрешении же настоящего дела Комитет, Администрация и Агентство указывали, что характеристики этого проекта в этой государственной программе были изменены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.11.2021 (после принятия судебных актов по делу № А56-118325/2019), площадь инвестиционной площадки в границах кадастрового квартала, в пределах которой планируется строительство Высоцкого зернового терминала, уменьшена с 41 га до 38,8 га. При таком положении вывод судов о включении непосредственно Участка в границы землеотвода для размещения Высоцкого зернового терминала не может быть признан обоснованным и соответствующим имеющимся в деле доказательствам. По смыслу статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Схема является документом территориального планирования Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с частью 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; 3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории. Исходя из положений статьи 39.6 ЗК РФ, по общему правилу земельные участки из состава публичных земель предоставляются в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а без их проведения - в случаях, предусмотренных пунктом 2 названной нормы (в частности, в случае предоставления земельных участков для размещения объектов федерального, регионального или местного значения). При этом в силу подпункта 14 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ публичный земельный участок не может быть предметом аукциона, если он в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Возражения Комитета, Администрации и Агентства, мотивированные отсутствием утвержденного проекта планировки, предусматривающего размещение объекта федерального значения, для строительства которого Обществом испрашивался Участок, применительно к положениям приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации судами не оценены, а имеющие значение для разрешения спора обстоятельства, касающиеся того - предусмотрено ли использование непосредственно Участка для размещения Высоцкого зернового терминала Схемой, документацией по планировке территории - судами в полной мере не исследованы. В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 07.12.2022 и постановление от 29.03.2023 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, и в зависимости от установленного и подлежащих применению норм материального права принять законное и обоснованное решение. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.04.2023 по ходатайству Комитета и Администрации исполнение решения от 07.12.2022 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с отменой названного судебного акта исполнение по нему не производится, необходимости в отмене приостановления исполнения не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу № А56-49805/2022 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | ||||
Председательствующий | Е.В. Чуватина | |||
Судьи | А.В. Кадулин Т.И. Сапоткина | |||