ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-51137/16 от 26.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 октября 2017 года

Дело №А56-51137/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 19.06.2017 №1602

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 22.12.2016 №173/Дв

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19238/2017) ООО "НордЭнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 по делу № А56-51137/2016 (судья Селезнева О.А.), принятое

по заявлению ООО "НордЭнерго"

к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" (адрес: ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - ООО "НордЭнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, <...>; далее - Управление, Ростехнадзор) от 28.06.2016 № 56-32-А/32534-1428/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 20.06.2017 арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное установление фактических обстоятельств дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество на основании договора на оказание услуг по технической эксплуатации объектов теплоснабжения Западного военного округа от 30.10.2015 № 12/ТХ-2015 осуществлялоэксплуатацию котельной с тепловыми сетями инв. №1101023415.

Военной прокуратурой гарнизона Мирный проведена проверка исполнения ООО «НордЭнерго» законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта системы теплоснабжения: котельной военного городка 13Ж войсковой части 49234-5 г. Мирный Архангельской области. Проведенной проверкой установлено, что эксплуатацию означенного объекта Общество осуществляло в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, что свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 9, статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также подпункта «а» пункта 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

На основании результатов проверки в отношении Общества военным прокурором гарнизона Мирный вынесено постановление от 18.04.2016 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 23.31 КоАП РФ постановление направлено на рассмотрение в Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На основании материалов проверки административным органом вынесено постановление от 28.06.2016 № 56-32-А/32534-1428/ПС о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Общество, не согласившись с означенным постановлением, обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности в действиях Общества состава правонарушения, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не установил.

Исследовав материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из содержания приведенной нормы следует, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдать положения этого Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, эксплуатация, капитальный ремонт, техническое перевооружение, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к этому Закону.

Согласно данному приложению, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, согласно пункту 5 которых для регистрации объектов в государственном реестре сведения, характеризующие объект, представляют организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации.

В силу части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В силу пункта 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 №606 (далее - Административный регламент), заявителем является организация (юридическое лицо) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее - Эксплуатирующая организация).

Согласно пунктам 23.1, 23.1.2 Регламента, при осуществлении ведения государственного реестра опасных производственных объектов, его территориальных и ведомственных разделов для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи с изменениями сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве о регистрации или в карте учета опасного производственного объекта, эксплуатирующая организация направляет в регистрирующий орган пакет документов, в том числе, документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом.

Правительство Российской Федерации постановлением от 17.05.2002 № 317 в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» утвердило Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, которыми предусмотрено, что в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования режимно-наладочные работы по наладке средств автоматического регулирования и контроля должны проводиться с периодичностью не реже одного раза в 3 года (пункт 34).

Таким образом, эксплуатирующей организацией в целях регистрации опасных производственных объектов, может являться только организация, которая эксплуатирует опасный производственный объект на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность.

Судом первой инстанции пот материалам дела, что ООО "НордЭнерго" эксплуатирует опасный производственный объект - котельную с тепловыми сетями инв. №1101023415, расположенную по адресу: военный городок 13Ж войсковая часть 49234-5 г. Мирный Архангельской области, с нарушением требований промышленной безопасности.

В рассматриваемом случае, эксплуатируемая Обществом система теплоснабжения, исходя из положений подпункта 1 пункта 5 Приложения 2 к Закону относится к III классу опасности. При этом Общество не имеет соответствующей лицензии, в государственном реестре опасных производственных объектов этот ОПО не зарегистрировало, а режимно- наладочные работы по наладке средств автоматического регулирования и контроля газоиспользующего оборудования котлов не проводило более 3 лет.

Как установлено судом, по договору оказания услуг технической эксплуатации от 30.10.2015 N 12/ТХ-2015 опасный производственный объект передан в эксплуатацию ООО "НордЭнерго", следовательно, ответственность за регистрацию опасных производственных объектов (получение лицензии на эксплуатацию) лежит на эксплуатирующей организации.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасного производственного объекта влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Ссылки Общества о том, что договор на оказание услуг по технической эксплуатации объектов теплоснабжения Западного Военного округа от 30.10.2015 N 12/ТХ-2015, заключенный между АО "ГУ ЖКХ" и ООО "НордЭнерго", предусматривает переход права владения либо собственности на опасный производственный объект к АО "ГУ ЖКХ", судом правомерно не приняты во внимание, поскольку названный договор регулирует взаимоотношения сторон по возмездному оказанию услуг по осмотру и обслуживаю опасных производственных объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из отсутствия доказательств невозможности соблюдения Обществом публично-правовых обязанностей в сфере промышленной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава указанного административного правонарушения.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявления ООО "НордЭнерго". Наказание в размере 200 000 рублей административного штрафа назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2017 по делу № А56-51137/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго"- без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

В.М. Толкунов