ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-52159/2022 от 20.07.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 июля 2023 года

Дело №А56-52159/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Жуковой Т.В.,

судей Пономаревой О.С., Смирновой Я.Г.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,

при участии:

от истца: представитель Криштопова В.Ю. по доверенности от 30.12.2022;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-ьих лиц: 1) представитель Криштопова В.Ю. по доверенности от 30.12.2022;

2) не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12891/2023) Администрации Калининского района Санкт-Петербурга на Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 по делу № А56-52159/2022, принятое

по иску Администрации Калининского района Санкт-Петербурга

к обществу с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания Жилищный сервис»

3-и лица: 1) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга»;

2) Сухова З.Ю.

об обязании,

установил:

Администрация Калининского района Санкт-Петербурга (далее – истец, Администрация, собственник) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании общества с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Жилищный сервис» (далее – ответчик, ООО «ХКЖС», управляющая организация) в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу привести общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А (далее – МКД), в надлежащее состояние путем:

– восстановления разрушенных участков оснований балконных плит на 3,4,5 этажах с лицевой стороны фасада многоквартирного дома;

– проведения ремонта фасада многоквартирного дома на уровне цокольного этажа;

– проведения ремонта козырьков на входе в 1,2,3 парадные (на лестничные клетки № 1,2,3);

– установки дренажной системы для просушки грунта подвального помещения;

– проведения ремонтных работ оконных блоков по всем этажам лестничной клетки № 1, № 5, на 2 и 3 этаже лестничной клетки № 2, на 3 и 4 этаже лестничной клетки № 3, и замены фурнитуры оконного блока на 2 этаже лестничной клетки № 1, по всем этажам лестничной клетки № 4, №5;

– проведения ремонта потолка на 5 этаже лестничной клетки № 1,3;

– проведения ремонта стен с 1 по 5 этаж лестничной клетки № 3; на 1 этаже лестничной клетки № 5; на 5 этаже лестничной клетки № 4;

– проведения частичного ремонта отмостки со стороны парадных;

Также истцом заявлено об обязании ООО «ХКЖС» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу провести инструментальное обследование вентиляционных каналов по вертикали квартиры № 62 в МКД с привлечением специализированной организации для определения наличия/отсутствия нарушений в работе вентиляционной системы с указанием работ, проведение которых необходимо для их устранения (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» (далее – третье лицо 1, СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района», Жилищное агентство, Учреждение), Сухова Злата Юрьевна (далее – третье лицо 2, Сухова З.Ю.).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ООО «ХКЖС» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу привести общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр.Металлистов, д. 77, лит.А, в надлежащее состояние. Суд отказал в удовлетворении требования истца об обязании ответчика в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта провести инструментальное обследование вентиляционных каналов по вертикали квартиры № 62 в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А, (далее - МКД) с привлечением специализированной организации для определения наличия/отсутствия нарушений в работе вентиляционной системы с указанием работ, проведение которых необходимо для их устранения.

Истец, не согласившись с указанным решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие резолютивной части, оглашенной в судебном заседании 29.11.2022, резолютивной части мотивированного решения от 03.03.2023.

22.04.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов истца.

Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.

01.06.2023 в судебном заседании апелляционного суда истец настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 (в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.) апелляционный суд, установив наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, назначил судебное заседание на 20.07.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.

Ввиду нахождения судьи Богдановской Г.Н. в ежегодном отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходима замена в составе суда судьи Богдановской Г.Н. на другого судью.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2023 произведена замена в составе суда, судья Богдановская Г.Н. заменена на судью Пономареву О.В.

20.07.2023 в заседание апелляционного суда ответчик и Сухова З.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «ХКЖС» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А.

Квартиры № 6 с кадастровым номером: 78:10:0005169:2588; № 25 с кадастровым номером: 78:10:0005169:2518; № 21 с кадастровым номером: 78:10:0005169:2575; № 3 с кадастровым номером: 78:10:0005169:2561; № 45 с кадастровым номером: 78:10:0005169:2543, расположенные по вышеуказанному адресу, принадлежат на праве собственности городу федерального значения Санкт-Петербургу (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2022).

Квартира 62 в МКД принадлежит на праве собственности Суховой Злате Юрьевне.

Учреждением проведен визуальный осмотр содержания МКД, в ходе которого установлено, что на фасаде дома по периметру выявлены многочисленные надписи (граффити), отмостка по периметру МКД, служащая для защиты фундамента от осадков, частично нарушена (имеются выбоины и сколы) выявлено частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоев, а также нарушение целостности фасада на уровне цоколя, повальное помещение МКД, окна парадной №4 находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, выявлены частичные загрязнения стен, отслоение окрасочного слоя, что отражено в акте от 16.02.2022.

Представителями Учреждения и ООО «ХКЖС» проведено совместное обследование состояния общего имущества в МКД (акт обследования от 30.03.2022), в ходе которого зафиксировано: фасад: разрушение участков основания балконных плит (углы) на 3,4,5, этажах с лицевой стороны (ближе к торцу дома), разрушение окрасочного слоя лицевого фасада на уровне цоколя, отслоение окрасочного слоя нижней поверхности козырьков (1,2,3 парадные); подвальное помещение: нарушен температурно-влажностный режим (высокая влажность), выявлено подтопление подвала (лужи, влажный грунт); Лестничная клетка №1: с 1 по 5 этажах на подоконниках выявлены многочисленные отслоения окрасочного слоя, не функционирует оконная фурнитура на 2 этаже, на потолке выявлены многочисленные отслоения штукатурно-окрасочного слоев, на 5 этаже у выхода (лаза) на технический этаж выявлены следы протечек; лестничная клетка №2: на 2 и 3 этажах на подоконниках выявлены многочисленные отслоения окрасочного слоя; лестничная клетка № 3: с 1 по 5 этаж выявлены надписи (граффити) на стенах, на потолке 5 этажа выявлено отслоение окрасочного слоя, на 3 и 4 этажах на подоконниках выявлены отслоения окрасочного слоя; лестничная клетка №4: не функционирует оконная фурнитура (поворот ручки), на 5 этаже выявлены следы протечек; Лестничная клетка 5: выявлены следы протечек на 1 этаже, не функционирует оконная фурнитура (поворот ручки), на подоконниках выявлены отслоения окрасочного слоя.

К актам приложены фотоматериалы.

Кроме того, Администрация указала, что в связи с многочисленными обращениями Суховой З.Ю. по вопросу работоспособности системы вентиляции в МКД, истец просил Общество провести инструментальную проверку работоспособности (тяги) вентиляционной системы парадной № 4, в том числе квартиры № 62, с привлечением специализированной организации и представить копию заключения специализированной организации.

Предписанием от 12.04.2021 № 07/21/30-Р установлено, что ООО «ХКЖС» не выполнило обследование вентиляционных каналов по вертикали кв.62 в МКД. Администрация, представляющая интересы собственника в МКД, ссылаясь на то, что Общество надлежащим образом не осуществляет обязанности по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД, направила в адрес Ответчика претензию от 25.04.2022, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к следующему.

В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Как установлено в части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491) в силу подпункта «з» пункта 11 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

В пункте 2 Правил № 491 приведен перечень имущества, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее – Постановление № 290) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения.

В указанном документе определены работы:

- выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;

- контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 9 Постановления № 290); - выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки.

При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений (пункт 11 Постановления № 290); - выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт.

В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (пункт 13 Постановления № 290).

Кроме того, Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда (далее – Правила № 170).

Пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 Правил № 170 также установлено, что управляющая организация обязана в установленном порядке проводить осмотры находящихся в управлении жилых домов, фиксировать выявленные при осмотрах дефекты и неисправности, и в установленном порядке принимать меры по их устранению.

Правилами 170 утвержден перечень работ по содержанию жилых домов, к таковым, в частности, относятся ремонт и просевших отмосток.

Из содержания акта от 30.03.2022 следует, что Обществом не производится выполнение работ по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.

Вопреки утверждению Общества при составлении акта от 30.03.2022 присутствовал представитель ответчика – начальник участка Иванов А.А., которым акт подписан с разногласиями, указано на необходимость отнесения работ к капитальному ремонту.

Действующее законодательство не ставит обязанность управляющей организации по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поскольку неотложные, текущие работы, направленные на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД, должны быть исполнены управляющей компанией независимо от решения общего собрания.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 30.07.2018 № 303-КГ18-10160 по делу № А24-4793/2017.

Доводы ответчика на отсутствие у Администрации права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском в части требований об обязании Общества привести общее имущества собственников помещений в МКД в надлежащее состояние, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку в пункте 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение № 1098) предусмотрено, что администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.

В пункте 3.13.18 Положения № 1098 закреплено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме. Соответственно Администрация, осуществляющая полномочия собственника в МКД, вправе требовать выполнения Обществом работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требования Администрации в соответствующей части.

При этом, суд первой инстанции ошибочно признал, что Положением № 1098 не предоставлено Администрации полномочий по осуществлению контрольных и надзорных функций в сфере нарушения жилищного законодательства. Суд первой инстанции ссылается, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения публичных интересов, наличия у Администрации полномочий по осуществлению защиты прав и интересов иных собственников (кроме города Санкт-Петербурга) помещений в МКД.

Судом первой инстанции не учтено следующее.

Администрация обратилась в суд, осуществляя полномочия собственника помещений в МКД – города Санкт-Петербурга.

В пункте 3.13.18 Положения № 1098 закреплено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.

В указанном многоквартирном доме также имеются квартиры № 3,6,21,25,45 общей площадью 240,67 кв.м., являющиеся собственностью Санкт-Петербурга.

Между Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга» (далее - Калининское РЖА) и УК заключен договор № 955/20-ХКЖС от 26.10.2020 управления многоквартирным домом, в котором расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, согласно которому УК обязано обеспечивать надлежащее управление многоквартирным домом, надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Суд верно указывает в решении на то, что администрация, осуществляющая полномочия собственника в МКД, вправе требовать выполнения Обществом работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД.

Материалами делами (актами обследований, предписанием Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга № 07/21/320-Р от 12.04.2021, ответом на судебный запрос Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга) подтвержден факт неисправности вентиляционных каналов по вертикали кв. 62.

Согласно действующему законодательству вентиляционные каналы относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.

При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации по предоставлению, приостановке и ограничению предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Подпунктами а, д пункта 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В силу пункта 11(1) Правил № 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.

В пункте 15 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в частности: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 5.7.1 Правил № 170 расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. Цельсия и ниже.

Согласно пункту 5.7.2 Правил № 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы.

В пункте 14 приложения 7 к Правилам № 170 установлено, что замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.

Перечень недостатков системы вентиляции, подлежащих устранению во время ремонта жилого дома, должен составляться на основе данных весеннего осмотра. (5.7.11. Правил № 170)

Принимая во внимание изложенное, судом апелляционной инстанции установлено, что система вентиляции относится к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем поддержание ее в надлежащем состоянии относится к обязанностям управляющей компании в силу заключенного с собственниками договора управления.

При этом Минимальным перечнем и Правилами № 170 прямо предусмотрена обязанность управляющей организации производить осмотры системы вентиляции, а при выявлении повреждений и нарушений систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов разработать план восстановительных работ, провести восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции.

Неосуществление ответчиком обязанностей по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома приводит к нарушению прав граждан, влечет возможное причинения вреда здоровью и жизни граждан, а также причинение имущественного ущерба.

Учитывая изложенное, в материалах дела содержатся доказательства подтверждающие, что ответчик ненадлежащим образом содержит общее имущество многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А., в том числе и вентиляционные каналы по вертикали кв. 62.

Ссылку ответчика на судебные акты по другим дела апелляционный суд отклонил, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2023 по делу № А56-52159/2022 отменить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Жилищный сервис» в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу привести общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А, в надлежащее состояние путем:

- восстановления разрушенных участков оснований балконных плит на 3, 4, 5 этажах с лицевой стороны фасада многоквартирного дома;

- проведения ремонта фасада многоквартирного дома на уровне цокольного этажа;

- проведения ремонтов козырьков на входе в 1, 2, 3 парадные (на лестничные клетки № 1, № 2, № 3);

- установки дренажной системы для просушки грунта подвального помещения;

- проведения ремонтных работ оконных блоков по всем этажам лестничной клетки № 1, № 5, на 2 и 3 этаже лестничной клетки № 2, на 3 и 4 этаже лестничной клетки № 3, и замены фурнитуры оконного блока на 2 этаже лестничной клетки № 1, по всем этажам лестничной клетки № 4, № 5;

- проведения ремонта потолка на 5 этаже лестничной клетки № 1, № 3;

- проведения ремонта стен с 1 по 5 этаж лестничной клетки № 3; на 1 этаже лестничной клетки № 5; на 5 этаже лестничной клетки № 4;

- проведения частичного ремонта отмостки со стороны парадных.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Жилищный сервис» в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу привести инструментальное обследование вентиляционных каналов по вертикали квартиры № 62 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 77, лит. А, с привлечением специализированной организации для определения наличия/отсутствия нарушений в работе вентиляционной системы с указание работ, проведение которых необходимо для их устранения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Жукова

Судьи

О.С. Пономарева

Я.Г. Смирнова