ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-522/2022 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 мая 2022 года

Дело №А56-522/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.

при участии:

от заявителя: Лозовский С.А. по доверенности от 16.06.2021, Голубев И.А. (руководитель)

от заинтересованного лица: Степанова М.В. по доверенности от 29.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9135/2022) Северо-Западной электронной таможни

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

от 08.02.2022 по делу № А56-522/2022 (судья Устинкина О.Е.), принятое

по заявлению ООО "ИталДом"

к Северо-Западной электронной таможне

об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Италдом» (далее – заявитель, Общество, ООО «Италдом», декларант) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:

- признать недействительным решение Северо-Западной электронной таможни (далее Таможня) от 27.11.2021 о несении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, в отношении товаров №№1-3, ввезенных по ДТ №10228010/261121/3002743.

- обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения, путем возврата обществу с ограниченной ответственностью «Италдом» излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины в размере 2 368 117 руб. 76 коп.

Решением суда от 08.02.2022 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в рассматриваемом случае заполнение сертификатов на языке, отличном от русского, английского и французского, является нарушением пункта 2 Требований, влияющим на невозможность рассмотрения сертификатов в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, следовательно, не относится к ошибкам (опечаткам), допущенным при заполнении сертификата.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО «ИталДом» в рамках внешнеторгового контракта от 01.09.2014 года № 09/2014, заключенного между Обществом (покупатель) и компанией - продавцом «ЕМЕ POSATERIE s.r.l.» (Италия), ввезло на таможенную территорию Таможенного союза 2 А56-522/2022 для таможенного оформления по декларации на товары № 10228010/261121/3002743 (далее ДТ):

- товар № 1 «приборы столовые в наборах для розничной продажи, из коррозионностойкой стали для взрослых...» в подсубпозиции 8215 20 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в гр.34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»);

- товар № 2 «приборы столовые и принадлежности кухонные из коррозионностойкой стали для взрослых...» в подсубпозиции 8215 99 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в гр.34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»);

- товар № 3 «столовые ножи с фиксированным лезвием из коррозионностойкой стали для взрослых...» в подсубпозиции 8211 91 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в гр.34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»);

- товар № 4 «столовые ножи с фиксированным лезвием из коррозионностойкой стали и ручками из пластмасс для взрослых...» в подсубпозиции 8211 91 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в гр.34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»);

- товар № 5 «изделия из пластмасс, изготовленные из листового материала: подвес-этикетки для столовых приборов при размещении в торговой сети...» в подсубпозиции 3926 90 920 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в гр.34 ДТ сведения о происхождении товара - IT («Итальянская Республика»).

Поскольку в отношении группы товаров (товары №№ 1-3) введены антидемпинговые пошлины, в качестве документа, подтверждающего страну происхождения, представлен Сертификат о происхождении товара № В/0734363 от 12.11.2021 года, выданный Торгово-промышленной палатой города Бреша Италии, в котором содержится информация о производстве товара на территории Италии, а также иные корреспондирующие с ДТ сведения (номер инвойса, количество и вес товара), позволяющие идентифицировать товар для таможенных целей как не относящийся к категории товаров, облагаемых антидемпинговой пошлиной по Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 № 139.

Обособленным подразделением Северо-Западной электронной таможни – Северо-Западным таможенным постом 27.11.2021 года принято Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (в графу 16 «страна происхождения», в графу 34 «код страны происхождения», в графу 47 «исчисление платежей»), и о необходимости применения антидемпинговых пошлин в размере 2 368 117 рублей 76 копеек.

На основании Решения, для выпуска товара, была скорректирована ДТ и уплачены антидемпинговые пошлины

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 28 ТК ЕАЭС регламентировано, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.

Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4 статьи 31 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 2 статьи 37 Договора для определения происхождения товара при его ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в условиях непреференциальной торговли для целей применения мер нетарифного регулирования, мер защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и иные меры в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора) применяются Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила).

Правилами установлены критерии и особенности определения происхождения товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, а также требования к документальному подтверждению происхождения таких товаров.

Согласно положениям пунктов 23 - 25 Правил происхождение товаров при их таможенном декларировании при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС должно быть документально подтверждено декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением двух случаев:

1) в случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган вправе мотивированно запросить сертификат о происхождении товара;

2) при ввозе товаров, аналогичных тем, в отношении которых в ЕАЭС применяются меры защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры).

В соответствии с пунктом 29 Правил при обнаружении таможенным органом государства - члена ЕАЭС признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства - члена ЕАЭС вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.

На основании пункта 34 Правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:

1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам;

3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 Правил;

4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 Правил;

5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.

Требования к сертификату о происхождении товара для непреференциальных целей установлены в Приложении к названным Правилам.

В соответствии с пунктом 1 Приложения Правил сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.

Согласно пункту 2 Приложения Правил сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

Как указано в пункте 3 Приложения Правил сертификат может быть выдан до или после отправки товара.

В соответствии с пунктом 4 Приложения Правил наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. Исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью органа (организации), уполномоченного третьей стороной на выдачу сертификатов о происхождении товара (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 5 Приложения Правил сертификат должен содержать следующую информацию:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

Из материалов дела следует, что Общество вместе с декларацией на указанные выше товары предоставило в распоряжение таможенного органа следующие документы, подтверждающие страну происхождения товара: коммерческий инвойс (INVOICE) № 210225/Е от 08.11.202Иода (что в соответствии со ст.30 ТК ЕАЭС является декларацией о происхождении товара), в котором указана страна происхождения - Италия и CMR б/н от 08.11.2021 года, свидетельствующий о том, что товар ввезен из Италии, сертификат о происхождении товара № В/0734363 от 12.11.2021 года.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предоставленный Обществом сертификат содержит все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара, а именно: наименование страны происхождения товара, номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат, наименование и адрес экспортера, наименование и адрес грузополучателя, описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, вес брутто, реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара, информация об удостоверении сертификата (печать органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица, дата выдачи сертификата).

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).

Таможенный орган посчитал, что страна происхождения товара Обществом не подтверждена.

Вместе с тем в компетентный орган страны, выдавшей сертификат, таможня не обращалась, таким образом, не воспользовался предоставленным ему законодательством правом, установленным частью 2 статьи 314 ТК ЕАЭС

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае графа 1 сертификата содержит подлинное наименование фирмы-поставщика, его юридический адрес и полностью соответствует наименованию, указанному во всех остальных сопроводительных документах. Фирменное наименование торгово-промышленной палаты города Бреша Италии в графе 8 является штампом и выполнено на государственном языке Итальянской Республики, не ставит под сомнение происхождение товара.

От поставщика получено письмо о том, что по Сертификату о происхождении № В/0734363, инвойс № 210225/Е от 08.11.2021 года Торгово-промышленная палата Италии подтвердила, что он был выдан в соответствии с международными требованиями и с соблюдением международных стандартов. Графа 1 содержит название компании и налоговую информацию, и может быть заполнена только таким образом для всех языков, включая английский. Компания зарегистрирована под этими данными во всех официальных и налоговых органах, а также в Торговой палате Бреши для целей отслеживания и контроля в случае необходимости.

Во всех остальных графах вся информация о товаре, в том числе Графа 3 «Country of origin» («Страна происхождения») - EUROPEAN UNION - ITALY (ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - ИТАЛИЯ) - на английском языке.

Не принятие таможенным органом непреференциального сертификата в качестве надлежащего документа, подтверждающего страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.

Кроме вышеперечисленных документов, о происхождении товара свидетельствует маркировка «Made in Italy» непосредственно на продукции компании ЕМЕ Posaterie (на вилках, ложках, ножах).

Фактически Таможня при принятии решения не сомневалась в стране происхождения товара (Италия), а имела претензии к оформлению сертификата.

Вместе с тем, выявленные Таможней формальные недостатки документа не свидетельствуют о правовых и фактических условиях для начисления Обществу антидемпинговой пошлины.

Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение Таможни принято в отсутствие правовых оснований, ошибочном применении норм таможенного законодательства, с применением формального подхода, и нарушает права Общества в сфере его предпринимательской деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, признав недействительным решение Таможни и обязав Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2022 года по делу № А56-522/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

О.В. Фуркало