ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-54468/2021 от 13.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года

Дело №

А56-54468/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Серовой В.К.,
Старченковой В.В.,

при участии от акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» ФИО1 (доверенность от 10.12.2021
№ 389-12), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ФИО2 (доверенность от 11.01.2022 № 03-09/2022),

рассмотрев 06.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу № А56-54468/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область», адрес: 188507, Ленинградская область, Ломоносовский район, городской поселок Новоселье, здание Административного корпуса нежилое, литера А, А1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Газпром), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311,
Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литер А, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Комитет), от 14.04.2021 № 45-р «Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» газоиспользующего оборудования по заявке общества с ограниченной ответственностью «Лоренц Снэк-Уорлд Продакшн Кириши» по индивидуальному проекту «Наружный газопровод до границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> (кадастровый
№ 47:27:0702014:172)» (далее – Распоряжение) в части стоимости работ по разработке проектной документации, установленной в размере
796 141 руб. 82 коп., строительно-монтажных работ, установленных в размере
7 887 661 руб. 25 коп.; об обязании Комитета внести изменения в Распоряжение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Лоренц Снэк-Уорлд Продакшн Кириши», адрес: 187110, <...>
, дом 29, офис 3.1, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее - Компания).

Решением суда первой инстанции от 17.01.2022, оставленным
без изменения постановлением апелляционного суда от 22.04.2022,
в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Газпром, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела
и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение
и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. 

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

В судебном заседании 09.08.2022 представитель Газпрома поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10.08.2022 (судьи Пастухова М.В., Бобарыкина О.А., Щуринова С.Ю.) рассмотрение кассационной жалобы Газпрома на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отложено на 06.09.2022 на 11 час. 50 мин.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 05.09.2022 в соответствии со статьей 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю. произведена их замена на судей Серову В.К. и Старченкову В.В.

В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.

В судебном заседании 06.09.2022 представитель Газпрома поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против её удовлетворения.

Компания надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ
не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Газпром обратился в Комитет
по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования Компании, расположенного по адресу: <...> (кадастровый № 47:27:0702014:172), принадлежащего заявителю на праве собственности, по индивидуальному проекту: «Наружный газопровод до границ земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, <...> (кадастровый
№ 47:27:0702014:172)» (далее — объект).

Предварительный размер платы за технологическое присоединение объекта к сетям газораспределения установлен Газпромом в размере
18 378 250 руб. (без учета налога на добавленную стоимость, далее - НДС).

Распоряжением Комитета установлена плата за технологическое присоединение объекта к сетям газораспределения Газпрома в размере
12 569 720 руб. 87 коп. (без учета НДС).

Полагая, что данное Распоряжение Комитета необоснованно занижает расходы на разработку проектной документации и строительно-монтажные работы, связанные с выполнением технических условий, Газпром обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды, руководствуясь нормами Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения), Методическими указаниями по расчету размера платы
за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования
к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16.08.2018 № 1151/18
(далее - Методические указания), установили соответствие оспариваемого Распоряжения требованиям закона и нормативных правовых актов и отказали в удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 198 АПК РФ).

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 96 Правил № 1314 размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с Методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Комитет в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274 «Об утверждении положения о Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области» является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов, устанавливает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Как следует из заявления Газпрома от 03.02.2021 № НК-60/872, технические решения по газоснабжению объекта капитального строительства Компании предусматривают подключение к газопроводу высокого давления
2 категории диаметром 225 мм; проектным решением предусмотрена прокладка газопровода бестраншейным способом более 30 метров, что в силу пункта 26(23) Основных положений является основанием для установления платы за технологическое присоединение исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту.

В силу пунктов 17, 19, 24 Основных положений цены (тарифы) устанавливаются на основании экспертной оценки предложения регулируемой организации, предоставляемого в регулирующий орган с обосновывающими материалами. Перечень обосновывающих материалов определен пунктом 16 Методических указаний.

Согласно подпункту «ж» пункта 11 Основных положений государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Комитет провел экспертизу расчетных и обосновывающих документов, представленных Газпромом в целях установления экономически обоснованной величины платы за технологическое присоединение. С учетом результатов экспертизы оспариваемым Распоряжением Комитета была установлена величина платы за технологическое присоединение.

Размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (Птп) определяется на основании представленных газораспределительной организацией документов по формуле, приведенной
в пункте 17 Методических указаний, исходя из суммы всех расходов газораспределительной организации по реализации мероприятий
по подключению (технологическому присоединению) по индивидуальному проекту (Рип) и эффективной ставки налога на прибыль (Стэ * Нп).

Состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение в случаях присоединения газоиспользующего оборудования
по индивидуальному проекту, определен Методическими указаниями (приложение 2) и включает расходы на разработку проектной документации, расходы на выполнение технических условий, расходы, связанные
с мониторингом выполнения заявителем технических условий, расходы, связанные с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний расходы определяются на основании представленной газораспределительной организацией сметной стоимости строительства, но не выше средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Судами установлено, что сведения о планируемых расходах Газпрома были проанализированы Комитетом, заявленная величина расходов
по отдельным статьям была признана экономически необоснованной,
в результате чего величина платы за технологическое присоединение установлена ниже, чем предлагал заявитель, что не противоречит действующему законодательству о государственном регулировании цен (тарифов, платы) в сфере газоснабжения.

При рассмотрении дела Комитет представил письменные пояснения
(том дела 1, листы 237-240) в части стоимости работ по разработке проектной документации, расходов на вынос трассы и контрольно-исполнительную съемку.

Вопреки доводам подателя жалобы Комитет исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого распоряжения закону и иным нормативным правовым актам.

По итогам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суды не усмотрели несоответствия оспариваемого Распоряжения требованиям нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения сторон. 

Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.

Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норма материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 по делу № А56-54468/2021 оставить
без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Ленинградская область» - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

В.К. Серова

В.В. Старченкова