ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-57347/16 от 04.09.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 сентября 2017 года

Дело №

А56-57347/2016

Резолютивная часть постановления объявлена  04 сентября 2017 года.

Полный     текст     постановления    изготовлен  08 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и                   Самсоновой Л.А.,

при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Люшни В.В. (доверенность от 10.01.2017 № 1/2017-6-1),  от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области                Теватросян И.С. (доверенность от 05.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью «РАДОС» генерального директора Козлова Д.А. (выписка из  ЕГРЮЛ от 04.09.2017),

рассмотрев 04.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области               от 20.12.2016 (судья Констанстинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 (судьи Борисова Г.В.,             Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А56-57347/2016,

у с т а н о в и л:

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская улица, дом 4, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966; далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее – Управление) от 02.08.2016 № Р/04/38 и П/04/15 соответственно.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Нордфорестгрупп»  (место нахождения: 600020, город Владимир, Вокзальный спуск, дом 3А, помещение 5, ОГРН 1153340006016, ИНН 3329084306; далее – ООО «Нордфорестгрупп») и общество с ограниченной ответственностью «РАДОС» (место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Свердлова, дом 26, квартира 33, ОГРН 1161001050891, ИНН 1001307364; далее – ООО «РАДОС»).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций дана ненадлежащая оценка по правилам статьи 71 АПК РФ. Податель жалобы полагает, что действия  Комитета как организатора торгов не противоречат статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее –                       ЛК РФ), Методическим указаниям по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 № 75 (далее – Методические указания), а потому неправомерны выводы судов об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов антимонопольного органа.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представители Управления и ООО «РАДОС» возражали против ее удовлетворения.

ООО «Нордфорестгрупп» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 17.06.2016 Комитет (организатор торгов) разместил на официальном сайте в сети интернет www.torgi.gov.ru извещение № 170616/0543402/02 и документацию об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесных участков сроком на 49 лет (вид использования – заготовка древесины):

лот № 1 – лесной участок с кадастровым номером 47:05:0000000:93 (учетные номера частей 227 – 530), расположенный: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Важинское сельское участковое лесничество,  кварталы 13, 14, 17-19, 32-35, 43-45, 52-57, 60-68,            71-92, 94-109, 11-138, 140-154, 156-161, 163-166, 168-175, 193-195, 197-209;

лот № 2 – лесной участок с кадастровым номером 47:05:0000000:93 (учетные номера частей 305, 541 – 585),  расположенный: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Красноборское участковое лесничество, кварталы 1-11, 13-17, 18 (часть), 19-27; Ивинское участковое лесничество, кварталы 1-131; Вознесенское участковое лесничество, кварталы 1-114;  Онежское участковое лесничество, кварталы 1-6;

лот № 3 – лесной участок с кадастровым номером 47:05:0000000:93 (учетные номера частей 586 – 588), расположенный: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Винницкое участковое лесничество, кварталы 1-100, 102-116;

лот № 4 – лесной участок с кадастровым номером 47:18:0000000:30 (учетные номера частей 172 – 180), расположенный: Ленинградская область, Бокситогорский район, Бокситогорское лесничество, Заборское участковое лесничество, кварталы 1-21, 22 (часть), 23 (часть), 24-28, 29 (часть), 30-33, 34 (часть), 35 (часть), 36, 37, 38 (часть), 39 (часть), 40 (часть), 41, 42, 43 (часть), 44 (часть), 45 (часть), 46 (часть), 47-75.

Сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи содержатся в разделе 3 документации об аукционе, согласно пункту 3 которого заявка на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесных участков подается по форме; в заявке указываются сведения о заявителе, в том числе наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуальных предпринимателей, а также реквизиты банковского счета; заявка оформляется на фирменном бланке заявителя (при его наличии); заявитель вправе указать в заявке иные сведения по своему усмотрению.

Из подпунктов 1 и 2 пункта 4 раздела 3 документации об аукционе следует, что к заявке на участие в аукционе прикладываются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) – для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия соответствующей выписки (по желанию заявителя);  документы, подтверждающие факт внесения задатка.

ООО «Нордфорестгрупп» подало заявки на участие в аукционе по всем  четырем лотам, приложив документы, подтверждающие факт внесения задатков, соглашения о задатке на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

В уведомлениях от 18.07.2016 № kpr-02-1515/16-0-0, kpr-02-l516/16-0-0, kpr-02-1517/16-0-0 и kpr-02-l518/16-0-0 Комитет сообщил об отказе                            ООО «Нордфорестгрупп» в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 8 статьи 79 ЛК РФ, поскольку к заявкам не приложена выписка из ЕГРЮЛ, а также не указаны в полном объеме сведения о предмете аукциона, в частности, сведения об ограничении по использованию лесных участков.

ООО «Нордфорестгрупп» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов, по результатам рассмотрения которой Управление, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), приняло решение от 02.08.2016 № Р/04/38 о признании жалобы обоснованной (пункт 1) и выдаче Комитету предписания (пункт 2).

На основании статьи 23 Закона «О защите конкуренции» Управление выдало Комитету предписание от 02.08.2016 № П/04/15 о прекращении в срок до 19.08.2016 нарушения процедуры торгов, а именно:

отменить протокола № 2 приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды сроком на 49 лет;

возвратить участникам аукциона поданные заявки и внесенные задатки;

разместить на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru документацию об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесных участков (извещение от 17.06.2016 № 170616/0543402/02) в виде, доступном для ознакомления всем заинтересованным лицам с учетом выявленных комиссией антимонопольного органа нарушений;

продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями части 3 статьи 79 ЛК РФ.

Комитет оспорил решение и предписание Управления в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, установили фактические обстоятельства дела и отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о соответствии оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа положениям статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», статьи 79 ЛК РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (пункт 1 часть 1).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона                        «О защите конкуренции» (часть 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»), которое может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (часть 23 статьи 18.1 Закона   «О защите конкуренции»).

Общие положения об аукционах по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений установлены в статье 78 ЛК РФ, согласно части 1 которой договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Организация проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений регламентируется положениями статьи 79 ЛК РФ.

Из пункта 2 части 4 статьи 79 ЛК РФ следует, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов.

Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам (часть 7 статьи 79 ЛК РФ).

При этом организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи (пункт 4 части 6 статьи 79 ЛК РФ).

В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета (часть 10 статьи 79 ЛК РФ).

Согласно части 11 статьи 79 ЛК РФ к заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).

Исходя из части 12 статьи 79 ЛК РФ организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 названной статьи.

В пункте 20 Методических указаний установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) в установленный срок заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесному кодексу Российской Федерации.

В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно-правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета. Перечень сведений о заявителе, подлежащий указанию в заявке на участие в аукционе, определен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и является исчерпывающим. Заявитель вправе указать в заявке иные сведения по своему усмотрению (пункт 21 Методических указаний).

Из пункта 22 Методических указаний следует, что к заявке на участие в аукционе прикладываются: 1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц – для юридического лица; 2) документы, подтверждающие факт внесения задатка. При этом организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации. Одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.

Перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе приведен в части 8 статьи 79 ЛК РФ:

1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;

2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;

3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;

4) нахождение заявителя – юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем-гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства основанием для отказа в допуске к участию в аукционе также является отсутствие сведений о заявителе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 8.1 статьи 79 ЛК РФ).

В силу части 9 статьи 79 ЛК РФ отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным частями 8 и 8.1 названной  статьи, не допускается.

Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, а потому законны и обоснованны выводы судов двух инстанций об отсутствии у Комитета оснований для отказа ООО «Нордфорестгрупп» в допуске к участию в аукционе вследствие непредставления выписки из ЕГРЮЛ, поскольку в                 статье 79 ЛК РФ такое требование не установлено.

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды установили, что размещенная на официальном сайте документация об аукционе частично не поддается прочтению (приложения 1, 2, 3, 4; части 1, 2 приложения 5 –  кадастровая выписка о земельном участке). При этом в извещении о проведении аукциона в графе «Ограничения использования лесов» указаны категории особо защитных участков леса, в то время как в размещенной на сайте информации ограничения в отношении использования лесных участков не указаны. Отсутствие в извещении однозначный и конкретных сведений об  ограничениях использования лесов свидетельствует об указании   организатором торгов неполной информации в отношении предмета аукциона и некорректной формулировке сведений об ограничении использования лесов, а потому потенциальные участники аукциона не имели возможности ознакомиться со всей необходимой информацией о предмете аукциона, включая сведения об ограничении по использованию лесных участков.

При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о несоблюдении организатором торгов положений статьи 79 ЛК РФ, а потому правовые основания для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа отсутствуют.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем  суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах,                           а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных                       статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 по делу № А56-57347/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области  –  без удовлетворения.

Председательствующий

И.С. Любченко

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова