АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 сентября 2015 года | Дело № | А56-58609/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности ФИО1 (доверенность от 22.12.2014 № 02-3290/14-0-0), рассмотрев 08.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Баки.ру» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 (судья Рогова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 (судьи Сомова Е.А., Борисова Г.В., Горбачева О.В.) по делу № А56-58609/2014, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Баки.ру», место нахождения: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 13, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Баки.ру») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, улица Чайковского, дм 20, литера В, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет) от 21.08.2014 № 003-2014/П-604-648 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьями 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 26.11.2014 и постановление от 16.04.2015, принять по делу новый судебный акт. Комитет в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы приведенные в отзыве на кассационную жалобу. Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения временно исполняющего обязанности заместителя председателя Комитета ФИО2 от 02.07.2014 № 003-2014/Р1-604 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды. По результатам проведенной проверки составлен акт от 20.08.2014 № 003-2014/Акп-604, в котором зафиксировано, что Общество, осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ); не направило отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год; не внесло в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду. По фактам выявленным в ходе проверки и отраженным в акте 20.08.2014 Комитетом в присутствии законного представителя Общества составлен протокол № 003-2014/Па-604 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ. Постановлением комитета от 21.08.2014 № 003-2014/П-604-648 Общество признано виновным в совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.21, статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 180 000 руб. Не согласившись с законностью постановления, Общество обратилось в арбитражный суд, с соответствующим заявлением. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили соблюдение Комитетом административной процедуры, установили обстоятельства дела и указали на наличие в действиях Общества события и состава вмененных комитетом правонарушений. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу статьи 8.2 КоАП РФ противоправным признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Санкция данной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение (статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; далее - Закон № 96-ФЗ). Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов. При этом в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В данном случае Комитет при проведении проверки установил факт осуществления Обществом выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, суды правомерно поддержали вывод Комитета о необходимости получения Обществом специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и, следовательно, о несении им ответственности ввиду отсутствия этого разрешения. Кроме того, согласно материалам дела Общество в нарушение требований пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) не направило в Департамент Росприроднадзора по СЗФО в срок до 15.01.2014 отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год, представляемая субъектами малого и среднего предпринимательства для установления лимитов на размещение отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) в силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 названной статьи). В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункт 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. В силу пункта 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка № 30). Материалами дела подтверждается, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «Баки.ру» образуются отходы производства, в связи с чем на заявителя распространяются вышеназванные требования о предоставлении отчетности в территориальные органы Росприроднадзора в сроки, установленные Порядком № 30, по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. В связи с этим непредставление отчетности в установленные Порядком № 30 сроки образует объективную сторону вмененного Обществу правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ. При этом суды не установили фактов, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененных ему правонарушениях (по части 1 статьи 8.21 и статьи 8.2 КоАП РФ) согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, установили, что в действиях Общества имеется состав административных правонарушений, предусмотренных части 1 статьи 8.21 и статьи 8.2 КоАП РФ. Вопрос о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ, исходя из положений части 5.1 статьи 211 АПК РФ рассмотрению кассационным судом не подлежит. Установив в ходе проверки, что бездействие Общества содержит составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена тремя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхв области охраны окружающей среды и природопользования рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, Комитет, руководствуясь частью 2 статьи 4.4. КоАП РФ наложил штраф в размере 180 000 рублей в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное бездействие, более строгого административного наказания. Существенных нарушений Комитетом порядка привлечения Общества к административной ответственности кассационным судом не установлено: постановление о привлечении Общества к административной ответственности и протокол об административном правонарушении вынесены Комитетом в установленный срок и в присутствии законного представителя заявителя. Таким образом, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления от 21.08.2014 № 003-2014/П-604-648 о привлечении к административной ответственности. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 по делу № А56-58609/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Баки.ру» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | И.С. Любченко И.О. Подвальный | |||