ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-60751/2021 от 06.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 апреля 2022 года

Дело №

А56-60751/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,

рассмотрев 06.04.2022 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Службы по тарифам Астраханской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2021 по делу № А56-60751/2021,

                                               у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Газпром газораспределение», адрес: 197110, Санкт-Петербург, наб. Адмирала ФИО1, д. 24, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – АО «Газпром газораспределение», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Службы по тарифам Астраханской области, адрес: 414000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Служба) от 21.06.2021 № 85.72, которым в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества прекращено на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.12.2021, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Службы от 21.06.2021 № 85.72 признано незаконным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Служба направила кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с отсутствием надлежащих доказательств, подтверждающих самостоятельную установку заявителями пунктов редуцирования газа (ПРГ). Иная оценка судом данного обстоятельства, по мнению подателя жалобы, является необъективной.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.

       Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.04.2020 по 28.02.2021 Службой  на основании приказа от 29.10.2020 № 265 проведена плановая документарная проверка в отношении АО «Газпром газораспределение», осуществляющего деятельность по технологическому присоединению потребителей к газораспределительным сетям на территории Астраханской области. Цель проверки - соблюдение Обществом законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

      По результатам проведения проверки составлен акт от 29.03.2021 № 13, в котором отражено, что расчет платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям Общества по договорам от 14.07.2020 № ТП-АСО-1296/20, от 20.07.2020 № ТП-АСО 1297/20, от 24.07.2020 № ТП-АСО-1461/20, от 29.07.2020 № ТП-АСО-1453/20 и № ТП-АСО-1457/20, от 05.08.2020 № ТП-АСО-1298/20, 18.08.2020 № ТП-АСО-1632/20, от 21.08.2020 № ТП-АСО-1689/20, от 25.08.2020 № ТП-АСО-1773/20, от 07.09.2020 № ТП-АСО-1795/20, 08.09.2020 № ТП-АСО-1685/20, от 21.09.2020 № ТП-АСО-1792/20, от 12.10.2020 № ТП-АСО-2190/20, от 15.10.2020 № ТП-АСО-2167/20,  от 28.10.2020 № ТП-АСО-2463/2029.10.2020, № ТП-АСО-2307/20, № ТП-АСО-2459/20, № ТП-АСО-2464/20, от 30.10.2020 № ТП-АСО-2455/20, от 02.11.2020 № ТП-АСО-2456/20 и № ТП-АСО-2456/20, от 13.11.2020 № ТП-АСО-2610/20, от 26.11.2020 № ТП-АСО-2689/20 и № ТП-АСО-2926/20, от 27.11.2020 № ТП-АСО-2924/20 и № ТП-АСО-2925/20, от 01.12.2020 № ТП-АСО-2884/20, от 14.12.2020 № ТП-АСО-2883/20, от 13.01.2021 № ТП-АСО-3330/20 и № ТП-АСО-3340/20, от 14.01.2021 № ТП-АСО-3329/20, от 21.01.2021 № ТП-АСО-3490/20, от 28.01.2021 № ТП-АСО-3508/20, выполнен с нарушением действующего законодательства, поскольку Техническими условиями (ТУ) названных договоров предусмотрена установка пункта редуцирования газа Обществом, а не потребителями газа.

Придя к выводу о том, что Обществом занижен размер стандартизированных тарифных ставок, определенных постановлениями Службы от 13.12.2019 № 157 «О плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования и стандартизированных тарифных ставках, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение» (ОГРН <***>), расположенным на территории Астраханской области, на 2020 год» (далее - Постановление Службы от 13.12.2019 № 157) и аналогичным постановлением от 14.12.2020 № 118 на 2021 (далее - Постановление Службы от 14.12.2020 № 118), в виду чего размер недополученной выручки составил по расчету Службы 7 869 659 руб. 78 коп. (с НДС), 08.06.2021 Служба составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 85.86, по результатам рассмотрения которого вынесла постановление от 21.06.2021 № 85.72, которым в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, однако производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ ввиду малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).

Не согласившись с означенным постановлением, настаивая на отсутствии в действиях Общества события правонарушения, Общество обжаловало его в судебном порядке.

        Руководствуясь частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (согласно которым мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем (за исключением случаев, указанных во втором предложении подпункта «а» пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил), пунктом 1 Постановления Службы от 13.12.2019 № 157, устанавливающем плату в размере 27 264 руб.18 коп. (с НДС) за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общества с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности (коммерческой деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется), условий вышеназванных договоров (которыми не предусмотрено разграничение выполнения установки пункта редуцирования газа заявителями (потребителями) и Обществом), Технических условий, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества события вмененного административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

           Оценка, представленных Обществом писем от 26.02.2021 № ИБ-22/КИ-Б/70 (вх. № 945 от 02.03.2021), от 22.03.2021 № ОК-46/2550 (вх. № 1248 от 22.03.2021), заявок на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям; условий вышеназванных договоров об осуществлении технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, приложенных к ним расчетов платы за технологическое присоединение (с обоснованием выбора ставки и протяженности газопроводов); Технических условий для присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям; актов об осуществлении технологического присоединения; позволила судам сделать вывод, что Общество не выполняло мероприятия по устройству ПРГ, следовательно, не могло включать расходы на установку ПРГ в стоимость своих услуг.

Таким образом, вывод судов о недоказанности Службой события вменяемого Обществу правонарушения, является правильным.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Доводы кассационной жалобы аналогичны по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в заявлении, а затем и в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражных судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ), а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3  статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2021 по делу № А56-60751/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Службы по тарифам Астраханской области – без удовлетворения.

Судья

Л.Б. Мунтян