ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-60794/2023 от 05.03.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 марта 2024 года

Дело №А56-60794/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Геворкян Д.С., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.

при участии:

от заявителя: Минеев А.А. по доверенности от 10.01.2022

от заинтересованного лица: Петров А.Ю. по доверенности от 27.12.2023,

Богданова Ю.А. по доверенности от 04.09.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41433/2023) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2023 по делу № А56-60794/2023, принятое

по заявлению ООО "Тайрмен Групп"

к Северо-Западной электронной таможне

об оспаривании решений

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тайрмен Групп» (ОГРН: 1107847213605, адрес: 192029, Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, д. 70, корп. 2, лит. А, ч.пом. 1-Н, ком. 290, далее – ООО "Тайрмен Групп", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Северо-Западной электронной таможни (ОГРН: 1207800051909, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1; далее – таможня, заинтересованное лицо) о классификации товара от 28.03.2023 №№ РКТ-10228000-23/000379, РКТ-10228000-23/0003800, №РКТ-10228000-23/000381 и решений от 28.03.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10228010/061222/3399828, 10228010/101222/3404921, 10228010/181222/3412222.

Решением от 26.10.2023 суд первой инстанции признал недействительными решения таможни от 28.03.2023 о классификации товара №№ РКТ-10228000-23/000379, РКТ-10228000-23/0003800, №РКТ-10228000-23/000381 и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары №№ 10228010/061222/3399828, 10228010/101222/3404921, 10228010/181222/3412222; взыскал с таможни в пользу Общества судебные расходы в сумме 18 000 руб.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и назначение транспорта, для которого шины предназначены; задекларированные Обществом шины предназначены для комплектации карьерных самосвалов, следовательно, подлежат классификации в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.

В судебном заседании 05.03.2024 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судья Мильгевская Н.А. заменена на судью Геворкян Д.С.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 17.10.2022, заключенного с компанией «HYPEREL FZCO» (ОАЭ), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования (далее - ЦЭД)) Северо-Западной электронной таможни:

по ДТ № 10228010/061222/3399828 товар: «Шины 50/80R57 Miсhelin XDR250 COMPOUND С4/TIRE 50/80R57 Miсhelin XDR250 COMPOUND С4 для внедорожных карьерных большегрузных самосвалов грузоподьемностю до 250 тонн, ширина профиля 50 дюймов (127 см), посадочный диаметр 57 дюймов (144,78 см), максимально допустимая скорость при эксплуатации 50 км/час, рисунок протектора-скальный. Шины 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND С4/TIRE 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND С4. Производитель: «Michelin North America, Inc». Тов.знак: «Michelin». Торг. знак, марка: «Michelin». Модель: «50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND C4»;

по ДТ № 10228010/101222/3404921 товар: «Шины Miсhelin 33.00R51 XDR3 В E4 TUBELESS / TIRE Miсhelin 33.00R51 XDR3 В E4 TUBELESS крупногабаритные, радиальные, для внедорожных карьерных большегрузных самосвалов грузоподъемностью до 150 тонн (БелАЗ 75131, Caterpillar 785, Kamatsu HD 1500-7) , ширина профиля 33 дюйма, посадочный диаметр 51 дюйм (129,54 см), ширина профиля 921 мм (92,1 см, максимально допустимая скорость при эксплуатации 50 км/час, рисунок протектора (Е4)-глубокий скальный, внешний, диаметр-3,049 м (304,9 см), бескамерная, не предназначена для эксплуатации на дорогах общего пользования. Шины Miсhelin 33.00R51 XDR3 В Е4 TUBELESS/TIRE Miсhelin 33.00R51 XDR3 В Е4 TUBELESS. Производитель: «Michelin North America, Inc». Тов.знак: «Michelin». Торг. знак, марка «Michelin». Модель: «33.00R51 XDR3 В E4 TUBELESS»;

по ДТ № 10228010/181222/3412222 товар: «Шины 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND С4/TIRE 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND C4 для внедорожных карьерных большегрузных самосвалов грузоподъемностью до 250 тонн, ширина профиля 50 дюймов (127 см), посадочный диаметр 57 дюймов (144,78 см), максимально допустимая скорость при эксплуатации 50 км/час, рисунок протектора-скальный. внешний диаметр-3,61 м. Шины 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND С4/ TIRE 50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND C4. Производитель: «Michelin North America, Inc». Тов.знак: «Michelin». Торг. знак, марка: «Michelin». Модель: «50/80R57 Michelin XDR250 COMPOUND C4» (далее - ввозимые товары).

В графе 33 указанных ДТ Обществом в отношении ввозимых товаров заявлен классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4011 80 000 0: «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности». Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.

Решениями от 06.12.2022 № 10228010/061222/ПВ/000427 и от 11.12.2022 № 10228010/101222/ПВ/000442 Северо-Западным таможенным постом (Центром электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни назначены таможенные экспертизы в отношении ввозимых товаров, сведения о которых заявлены в ДТ №№ 10228010/101222/3404921, 10228010/061222/3399828.

Ввозимые товары выпущены таможней в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин.

17.01.2023 и 24.01.2023 подготовлены заключения Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Новосибирска Экспертно-исследовательского отдела № 2 (пгт. Забайкальск) №№ 12408040/0027088, 12408040/0026592 (далее -заключения таможенных экспертов).

По результатам проведенного таможенного контроля с учетом заключений таможенных экспертов таможней приняты решения от 28.03.2023 №№ РКТЧ0228000-23/000379 - РКТ-10228000-23/000381 о классификации ввезенных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 4011 20 900 0 «Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: -- с индексом нагрузки более 121». Ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %.

28.03.2023 на основании вышеуказанных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10228010/061222/3399828, 10228010/101222/3404921, 10228010/181222/3412222.

Не согласившись с решениями таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, части 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган принимает решение о классификации товаров.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, действовавшем на момент ввоза спорного товара, утверждены Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.

В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).

Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).

Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

В соответствии с ОПИ № 1 классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, и если такими текстами не оговорено иное, в соответствии с ОПИ № 2, 3, 4 и 5 где это применимо.

В соответствии с ОПИ № 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ № 1–5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. В целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Пояснения), которые рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 21).

В спорных случаях арбитражный суд проверяет правильность применения таможенным органом при принятии решения о классификации товара ОПИ ТН ВЭД, имея в виду при этом, что решение о классификации товара с учетом внешнеэкономической деятельности декларантов является прерогативой таможенных органов.

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.

Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.

В рассматриваемом случае, при декларировании товаров Обществом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которому соответствует товарная позиция "шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".

Тексту товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по которой товар классифицирован таможенным органом, соответствует товар - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121".

Таким образом, спор возник относительно классификации товаров на уровне товарных позиций 4011 80 000 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем, в рассматриваемой ситуации для правильной классификации ввезенного товара подлежат сравнению тексты данных товарных позиций.

В разделе "Общие положения" к группе 40 "Каучук, резина и изделия из них" Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29-43), предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.

В товарную позицию 4011 включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.

Следовательно, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.

Согласно Пояснениям к товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, в указанную позицию включены шины и покрышки пневматические резиновые, в субпозицию 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности, в субпозицию 4011 90 ТН ВЭД ЕАЭС - прочие.

При этом, ни примечания к группе 40 ТН ВЭД товарной позиции 4011 ТН ВЭД, ни пояснения к товарным подсубпозициям 4011 80 и 4011 90 не раскрывают отличительные характеристики товаров с целью их классификации: «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности» и «шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие», а, следовательно, при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара, принимая во внимание, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.

Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае следует руководствовался Правилом 3 ОПИ, согласно которому в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Из материалов дела усматривается, что при ввозе спорных шин таможенными экспертами проводились соответствующие экспертизы. 17.01.2023 и 24.01.2023 подготовлены заключения Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г. Новосибирска Экспертно-исследовательского отдела № 2 (пгт. Забайкальск) №№ 12408040/0027088, 12408040/0026592.

Согласно заключению таможенного эксперта №12408040/0027088 от 17.01.2023, установлено следующее: шины пневматические сверхкрупногабаритные, торговой марки – «MICHELIN», модели – «XDR3», размером «33.00R51», применяются на карьерных самосвалах, используемых в горнодобывающей промышленности для транспортировки горных масс на короткие расстояния; шины пневматические сверхкрупногабаритные, торговой марки – «Michelin», модели – «XDR3», размером «33.00R51», предназначены для эксплуатации при максимальной скорости 50 км/ч; внешний диаметр 3610 мм или 3 м. 61 см. - Обозначение радиуса R57; на исследуемых шинах присутствует маркировка «**», которая означает индекс прочности каркаса (норма слойности) условное обозначение прочности каркаса пневматической шины, определяющее какому пределу максимальной допустимой нагрузки она соответствует; на исследуемых шинах отсутствует маркировка «Е3», на шинах имеется маркировка «E4» означающая тип (код) рисунка протектора (Е-карьерный транспорт, 4 – глубокий протектор для скальных грунтов); на исследуемых шинах отсутствует маркировка указывающая, что шины предназначены для дорог общего пользования; на исследуемых шинах отсутствует маркировка «REGROOVABLE» и «ALL STEEL», значение данных терминов приведено в п.4.1., настоящего заключения таможенного эксперта; на исследуемых шинах имеется маркировка «STEEL CORD» шина с металлическим кордом; на исследуемых шинах имеется маркировка «OFF THE ROAD», означающая, что шины предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. Как следует из всего указанного выше ввозимые шины обладают диаметром 3,61 метра

Основным классификационным признаком шин в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД, является не только вид, но и предназначение (область применения) транспортного средства.

Согласно проведенной экспертизе, шины пневматические резиновые бескамерные крупногабаритные новые радиальные предназначены не для дорог общего пользования, а для техники, используемой в горном деле или промышленности, в частности для карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн.

Кроме того, нанесенные на шины маркировки также подтверждают специальную область использования спорного товара для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин, в том числе в горном деле или промышленности. Исследовательская часть заключения таможенного эксперта также подтверждает заявленные производителем и отраженные в декларации характеристики спорных шин.

Так, в своем заключении эксперт указал, что представленные образцы товара предназначены для транспортных средств и машин, работающих в сложных условиях: строительстве, горном деле или промышленности.

Конечная область применения товара устанавливается производителем и определяется потребителем.

Классификационным решением Комитета по Гармонизированной Системе Всемирной таможенной организации (67-я сессия ВТО - апрель 2021), предусмотрено, что при классификации шины, кроме сведений о назначении, следует обратить особое внимание на индекс скорости.

Согласно ГОСТ 8430-2003 для шин пневматических предназначенных для использования на строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных (шахтных) машинах (автопогрузчики, прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы, автогрейдеры, краны на шасси автомобильного типа, краны пневмоколесные, рудничные самоходные вагоны, скреперы и т.п.) ограничена максимальная скорость эксплуатации шин, а именно 65 км/ч (индекс скорости «Р»).

Согласно сведениям о спорном товаре, которые не опровергаются таможенным органом, а напротив, подтверждается выводами таможенных экспертов, максимальная скорость эксплуатации шин составляет 50 км/ч (индекс скорости B). Таким образом, индекс скорости спорного товара соответствует допустимой скорости передвижения специальных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле и промышленности в условиях бездорожья.

При указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что таможенный орган в нарушение положения части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал правомерность классификации спорного товара в товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121, поскольку ввезенный Обществом товар относится к специализированным шинам, применяемым в сложных условиях: строительстве, горном деле или промышленности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2023 года по делу № А56-60794/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Д.С. Геворкян

О.В. Фуркало