ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-62548/2023 от 20.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 февраля 2024 года

Дело №А56-62548/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.

при участии:

от заявителя: Бразаускайте Д.В. по доверенности от 13.12.2023 (онлайн)

от заинтересованного лица: Чекрвакова К.С. по доверенности от 11.01.2024,

Устимчук М.В. по доверенности от 27.12.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1217/2024) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2023 по делу № А56-62548/2023, принятое

по заявлению ООО "Актив"

к Санкт-Петербургской таможне

о возврате таможенных платежей

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Актив» (ОГРН: 1097847090065, адрес: 192289, Санкт-Петербург, Софийская ул, д. 66, лит. А, пом. 404, р.м. 1, далее - ООО "Актив", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (ОГРН: 1037800003493, адрес: 199000, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10; далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) о возврате таможенных платежей (суммы НДС) в общем размере 2 483 022,79 руб., уплаченных по уведомлениям от 14.02.2022 №№ 10210000/У2022/0002577, 10210000/У2022/0002578, от 16.02.2022 №10210000/У2022/0002761, от 18.02.2022 №10210000/У2022/0002868, от 22.02.2022 №№ 10210000/У2022/0002983, 10210000/У2022/0002984, 10210000/У2022/0002985, 10210000/У2022/0002986, 10210000/У2022/0002987, 10210000/У2022/0002988, 10210000/У2022/0002989, 10210000/У2022/0002990, 10210000/У2022/0002991, 10210000/У2022/0002992, 10210000/У2022/0002993, 10210000/У2022/0002994, 10210000/У2022/0002995.

Решением от 28.11.2023 суд первой инстанции заявление ООО «Актив» удовлетворил; обязал таможню возвратить Обществу излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 2 483 022,79 руб. по спорным уведомлениям, взыскал с Таможни в пользу ООО «Актив» судебные расходы в сумме 29 415 руб.; возвратил ООО «Актив» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, товар по коду Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 не соответствует изделиям, включенным в пункт 21 Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). Следовательно, Общество не подтвердило право на льготу в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе товара.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ООО «Актив» ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларациям на товары №№: 10216170/140219/0022950, 10216170/270219/0031945, 10216170/041019/0181485, 10216170/200319/0045665, 10216170/050919/0261857, 10216170/150519/0083719, 10216170/180719/0128205, 10216170/190919/0170798, 10216170/191219/0244984, 10216170/200819/0150802, 10216170/040719/0118890, 10216170/220819/0151943, 10216170/250419/0071267, 10216170/251219/0250691, 10216170/291119/0224703, 10216170/300519/0094683, 10216170/221119/0218680 (далее – ДТ), в том числе товары:

«приспособления ортопедические: опоры для стояния, используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии)» и «приспособления ортопедические: опоры-ходунки (средства для ходьбы) используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии)» с классификационным кодом 9021 10 100 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).

Обществом при декларировании представлены регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 26.12.2016 № РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 № ФСЗ 2010/08500.

Балтийским таможенным постом (ЦЭД) данные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с применением льготы по уплате НДС, предусмотренной подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара таможней установлено несовпадение заявленного декларантом кода по ТН ВЭД ЕАЭС с кодом по классификатору продукции (ОКП): заявленному коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС должен соответствовать код ОКП 93 9670, в то время как в регистрационных удостоверениях фигурировал код ОКП 94 5150, который применяется в отношении товаров, классифицируемых в иных субпозициях.

Основываясь на изложенном таможенный орган констатировал несоблюдение условий, предусмотренных разделом I Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» и признал отсутствующими основания для предоставления льготы по уплате НДС.

На основании Акта камеральной таможенной проверки от 20.12.2021 №10210000/210/201221/А000139, таможней произведена корректировала вышеуказанных таможенных деклараций и согласно спорным уведомлениям декларанту вменены таможенные платежи в размере 2 483 022,79 руб., которые Обществом уплачены.

Не согласившись с начислением таможенных платежей, Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением об обязании таможенный орган произвести возврат таможенных платежей как излишне уплаченных.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, а также медицинских изделий. Положения абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, освобождение от НДС в отношении ввозимых на территорию РФ медицинских изделий применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации. Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, также должны быть включены в упомянутый перечень.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (Перечень N 1042).

В примечании 1 к Перечню N 1042 указано, что для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из примечания 1 к Перечню N 1042 для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП (или коду ОКПД2) должен быть включен в Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП (кода по ОКПД2) в рамках одного пункта Перечня.

В свою очередь, согласно примечанию 2 к Перечню N 1042 для целей применения разделов II - IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

Таким образом, из буквального толкования данного примечания следует, что для отнесения товара к разделу III Перечня N 1042 определяющее значение имеет код ТН ВЭД и наименование товара, а коды ОКП или ОКПД2 лишь учитываются, если они указаны.

В данном случае Общество ввезло опоры-ходунки, опоры для стояния, классифицируемые по коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД, представив при декларировании регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, в которых в отношении ввезенных товаров указан код ОКП 94 5150.

Правильность заявленного Обществом классификационного кода таможенным органом не оспаривается.

Вместе с тем, Таможня полагает, что с учетом примечания 1 ввезенные товары не отвечают требованиям пункта 21 раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042 "Трости, костыли, опоры (в том числе ходунки, манежи, палки-опоры)", поскольку, несмотря на то, что код 9021 10 100 0 ТН ВЭД указан в названном пункте, товары также должны соответствовать коду ОКП 93 9670, а это условие не выполнено, поскольку регистрационные удостоверения от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187 выданы на товар с кодом ОКП 94 5150.

Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку в данном случае рассматриваемые товары подлежали проверке на соответствие условиям раздела III "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", а не раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042, поскольку при декларировании Общество заявило о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС именно в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств реабилитации инвалидов.

В пункт 29 раздела III Перечня N 1042 включены специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, к которым в числе прочего отнесено оборудование для подъема и перемещения, классифицируемое в том числе в товарной позиции 9021 ТН ВЭД. При этом в пункте 29 Перечня N 1042 (в редакции, действовавшей на момент таможенного декларирования товаров) коды ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) не указаны.

Ввезенные товары представляют собой приспособления ортопедические: опоры для стояния используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), опоры-ходунки (средства для ходьбы) используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), оборудованные, в том числе, упорами для таза, коленей, подлокотниками, подголовниками, боковыми поддержками туловища, фиксирующими ремнями и т.д., то есть являются специальными средствами для самообслуживания детей-инвалидов.

Данное обстоятельство таможенным органом не опровергнуто.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" утвержден перечень технических средств реабилитации, в пункт 6 которого включены трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

Согласно регистрационным удостоверениям на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500 и технической документации производителя, ввезенные опоры-ходунки, опоры для стояния предназначены для ухода и реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии).

При изложенных обстоятельствах, ввезенные товары относятся к поименованным в разделе III Перечня N 1042 техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, и с учетом примечания 2 к Перечню N 1042 по наименованию и коду ТН ВЭД соответствуют товарам, указанным в пункте 29 названного Перечня.

Таким образом, при декларировании товаров Общество правомерно заявило о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

Аналогичная правовая позиция изложена судами трех инстанций по делу №А56-64408/2022, в рамках которого рассматривалась правомерность доначисления таможенным органом НДС в отношении аналогичных товаров, ввезенных и задекларированных ООО «Актив», с предоставлением тех же регистрационных удостоверений от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500 (22.12.2016 произведена замена бланка РУ), от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187.

Факт уплаты заявителем доначисленного по результатам таможенного контроля НДС и его сумма таможенным органом не оспаривается.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь разъяснениями, приведенными в пунктах 33 и 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, обязав таможенный орган возвратить излишне уплаченную сумму НДС.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Ошибочное указание судом первой инстанции дат уведомлений №10210000/У2022/0002761 (14.02.2022 вместо фактического 16.02.2022), №10210000/У2022/0002868 (16.02.2022 вместо фактического 18.02.2022), № 10210000/У2022/0002983 (18.02.2022 вместо фактического 22.02.2022) не влияет на законность принятого по делу судебного акта, поскольку является технической ошибкой и может быть исправлено в порядке статьи 179 АПК РФ.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 2023 года по делу № А56-62548/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.А. Мильгевская

О.В. Фуркало