АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 июня 2023 года | Дело № | А56-63146/2022 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В., при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 09.01.2023), отобщества с ограниченной ответственностью «Базис» ФИО2 (доверенность от 01.12.2022), Босой А.О. (доверенность от 17.06.2022), рассмотрев 14.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу № А56-63146/2022, установил: Общество с ограниченной ответственностью «Базис», адрес: 192283, Санкт-Петербург, Загребский б-р, д. 43, лит. А, пом. 36-Н, РМ 19, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), от 21.03.2022 № 792, которым отменено распоряжение Комитета от 15.04.2020 № 1027 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов». Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023, заявленное требование удовлетворено. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащей оценки доводам о том, что в силу пунктов 2, 4, 9, 10 и 10.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 513 (далее – Приказ № 513), пунктов 1.2, 2.2, 3.2 и 4.3 Положения о Комитете, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 (далее – Положение № 341), статьи 7 Областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 № 174-оз «О правовых актах Ленинградской области» (далее – Закон № 174-оз) Комитет наделен полномочиями по изданию ненормативных актов (распоряжений), а равно об их отмене в случае выявления несоответствия действующему на момент их принятия законодательству. Податель жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение принято в целях восстановления положения, существовавшего до издания Комитетом распоряжения № 1027 об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее – распоряжение № 1027), которое не соответствовало требованиям закона, действовавшим на дату его принятия. Комитет обращает особое внимание на то, что в нарушение положений Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением № 1027, были предусмотрены рубки лесных насаждений, расположенных на территории особо охраняемой природной территории – природного парка «Токсовский». Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что деятельность Общества по проведению рубок на территории природного парка «Токсовский» в целях возведения построек, строений, сооружений направлена на обеспечение функционирования указанного природного парка, поскольку только Комитет и подведомственное ему учреждение – Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» наделены такими полномочиями, тогда как у Общество эти полномочия отсутствуют. В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, представители Общества возражали против удовлетворения данной жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола от 21.12.2010 № 133 несостоявшегося аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили 23.12.2010 договор аренды лесного участка № 123/Р-2010-12 (далее – Договор), по условиям которого арендатор принял во временное пользование сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности лесной участок площадью 1,77 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Приозерское лесничество, Кавголовское участковое лесничество, квартал 56 (выделы 22 (часть), 23 (часть), 27, 28 (часть)) (далее – лесной участок). В соответствии с Договором Обществу предоставлен лесной участок из земель лесного фонда, из них: лесные земли – 1,71 га (в том числе покрытые растительностью – 1,71 га); нелесные земли – 0,06 га (в том числе дорога 0,06 га), целевое назначение: защитные леса – 1, 77 га. Согласно пункту 17 Договора арендатор вправе пользоваться лесным участком после государственной регистрации названного договора, представления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации; вправе создавать на лесном участке лесную инфраструктуру, возводить временные постройки, а также его благоустраивать. Кроме того, арендатор наделен правом в целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах проводить рубку лесных насаждений в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией. Арендатор разработал и представил в Комитет проект освоения лесов на 2020 - 2028 годы (далее – Проект). Проект получил положительное заключение государственной экспертизы от 15.04.2020 № 18 (далее – Положительное заключение), которое было утверждено распоряжением № 1027. Общество 16.02.2022 направило в Комитет лесную декларацию № 1-2022 об использовании с 25.02.2022 по 31.12.2022 леса в соответствии с Проектом. В указанной декларации предусмотрена рубка деревьев сплошным способом. Впоследствии Комитет установил несоответствие Проекта действующему законодательству, а именно пункту 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), части 3 пункта 5.1 Положения о природном парке «Токсовский», утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.05.2019 № 199, и в порядке самоконтроля вынес распоряжение от 21.03.2022 № 792 (далее – распоряжение № 792) об отмене распоряжения № 1027. Считая распоряжение № 792 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для вынесения оспариваемого распоряжения и удовлетворили требование Общества. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, считает судебные акты подлежащими отмене на основании следующего. Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса. Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ. Лица, которые используют лесные участки, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ (часть 1 статьи 88 названного Кодекса). Частью 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 2 Приказа № 513 экспертиза проводится органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основаниизаявления, указанного в пункте 5 названного Порядка. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации. При наличии на территории лесного участка особо охраняемых природных территорий экспертиза проекта освоения лесов должна проводиться с учетом положения об особо охраняемой природной территории (пункт 3 Приказа № 513). Результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом (пункт 9 Приказа № 513. Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Приказа № 513). Отрицательное заключение оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов указанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка № 513). Комитет, оформляя Положительное заключение, предусматривающее рубку лесных насаждений для создания объектов лесной инфраструктуры, не выявил наличие несоответствий требованиям действующего законодательства, лесохозяйственного регламента Всеволожского лесничества, лесного плана Ленинградской области. При этом в лесной декларации № 1-2022, оформленной в соответствии с Проектом, проведение рубки лесных насаждений предусматривалось сплошным способом (л.д. 21-31). Вместе с тем, как следует из материалов дела, в том числе Положительного заключения, лесной участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природного парка «Токсовский». Природный парк «Токсовский» создан постановлением Правительства Ленинградской области от 07.05.2019 № 199 в целях сохранения ценных природных комплексов и объектов Ленинградской области, ему присвоен режим особо охраняемой природной территории регионального значения (Закон № 33-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Пунктом 4 указанного постановления на Комитет возложена обязанность в шестимесячный срок разработать и представить Правительству Ленинградской области проект положения о природном парке «Токсовский», содержащий сведения о зонировании и режиме особой охраны природного парка, выделяемых с учетом экологической и рекреационной ценности природных участков. Согласно части 6 статьи 21 Закона № 33-ФЗ конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков (пункт 1 статьи 21 Закона № 33-ФЗ). Как следует из материалов дела, на момент выдачи Положительного заключения (15.04.2020) соответствующего положения о природном парке разработано не было. Положение о природном парке «Токсовский» утверждено постановлением правительства Ленинградской области № 868 только 24.12.2021 (далее - Положение № 868). Тем не менее в отсутствие нормативного документа (положения о природном парке), устанавливающего режим особой охраны территории природного парка «Токсовский», Комитетом было оформлено положительное заключение государственной экспертизы Проекта, предусматривающего рубку лесных насаждений на лесном участке указанной территории. Между тем в силу требований пункта 3 статьи 21 Закона № 33-ФЗ на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменения исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. В соответствии с частью 3 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территории природных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Законом № 33-ФЗ. Как указывалось выше, правовой режим в отношении природного парка «Токсовский» на дату утверждения Положительного заключения не был установлен. При этом Проект, получивший положительное заключение, предусматривал рубку лесных насаждений. Любая вырубка лесных насаждений (независимо от его способа) в отсутствие положения о природном парке, устанавливающего зонирование и режим особой охраны природного парка с учетом экологической и рекреационной ценности природных участков, предполагает возможное уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, иных лесных растений, что недопустимо в силу требований пункта 3 статьи 21 Закона № 33-ФЗ. С учетом изложенного следует признать, что у Комитета отсутствовали законные основания для выдачи Положительного заключения и его утверждения распоряжением № 1027. В таком случае Комитет, установив незаконность выданного им Положительного заключения и, как следствие, незаконность его утверждения, имел право в порядке самоконтроля отменить распоряжение № 1027. Утверждение судов о том, что на лесном участке в рекреационной зоне природного парка и на его территории отсутствуют объекты, подлежащие особой охране, а лесные насаждения, произрастающие на лесном участке, объектами особой охраны не являются, противоречит материалам дела и правовым нормам, регулирующим использование лесов, расположенных на территориях природных парков, в том числе пункту 2.3 Положения № 868. Следует отметить, что Положением № 868 на территории природного парка запрещены проведение всех видов рубок, иное уничтожение и повреждение растительности (подпункт 3 пункта 5.1). Довод судов о том, что для установления несоответствия Проекта целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации необходимо соответствующее (отрицательное) заключение экспертной комиссии, подлежащее утверждению Комитетом в надлежащей процедуре, не отвечает существу обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого распоряжения. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам. В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 341 Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области. Пунктами 2.2, 3.2 и 4.3 Положения № 341 предусмотрено, что к компетенции Комитета относятся проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, подписание приказов и распоряжений. В данном случае установленные Комитетом фактические обстоятельства дела свидетельствовали о наличии явных нарушений требований законодательства Российской Федерации при выдачи и утверждении Положительного заключения, что и послужило основанием для принятия оспариваемого распоряжения в порядке самоконтроля. При таком положении обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, поскольку выводы судов не соответствуют обстоятельствам спора и нормам законодательства. Поскольку все существенные для дела обстоятельства судами установлены верно, но к этим обстоятельствам неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции полномочен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт – об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу № А56-63146/2022 отменить. В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Базис» отказать. Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу № А56-63146/2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2023. | ||||
Председательствующий | И.Г. Савицкая | |||
Судьи | О.А. Алешкевич С.В. Соколова | |||