АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 мая 2018 года | Дело № | А56-64719/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс» рассмотрев 29.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2017 (судья установил: Общество с ограниченной ответственностью «ДВ Импекс», место нахождения: 115230, Москва, Хлебозаводский проезд, дом 7, строение 9, помещение XII, офис 502, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «ДВ Импекс», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни, место нахождения: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Таможня), оформленных письмом от 27.07.2017 № 14-38/20716, выразившихся в возвращении заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 7 194 244 руб. 72 коп., о признании незаконным бездействия таможенного органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, а также об обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «ДВ Импекс» путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в указанном размере. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018, требования Общества удовлетворены: признаны незаконными действия таможенного органа, оформленные письмом от 27.07.2017 № 14-38/20716, выразившиеся в возвращении заявления В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт – об отказе ООО «ДВ Импекс» в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в связи с отсутствием оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей заявление Общества правомерно возвращено Таможней. Примененная таможенным органом ставка таможенной пошлины в отношении ввезенного декларантом товара соответствует нормам таможенного законодательства Таможенного союза, которые имеют преимущественную силу перед протоколом от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994», при этом Марракешским соглашением об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (далее – Соглашение ВТО) предусмотрена возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств. Таможня отмечает, что каждый член Всемирной торговой организации (далее – ВТО) вправе самостоятельно определять инструменты, необходимые для выполнения своих обязательств, а также определять пределы такого исполнения исходя из собственных интересов – он вправе не выполнять обязательства по соглашениям, если готов осуществить соответствующую компенсацию другим членам или на применение к нему ответных мер другими членами ВТО. При этом, по мнению таможенного органа, оценка принятых Евразийской экономической комиссией решений по вопросам, отнесенным к ее полномочиям, не может быть произведена национальным судебным органом. В связи с изложенным в рассматриваемом случае применение Таможней при исчислении ввозной таможенной пошлины в отношении спорного товара ставки в размере 10% является правомерным. Кроме того, представленные заявителем корректировки деклараций на товары не содержат отметок таможенного органа, подтверждающих внесение в них изменений. Суды двух инстанций не применили подлежащие применению нормы таможенного законодательства, а также не дали надлежащую правовую оценку указанным доводам таможенного органа. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании кассационной инстанции представитель ООО «ДВ Импекс» возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Таможня о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в 2015 – 2016 годах ООО «ДВ Импекс» ввезло на таможенную территорию Таможенного союза и представило для таможенного оформления товары (мелованную бумагу) по декларациям на товары (далее – ДТ) №№ 10206080/030715/0006936, 10206080/040715/0006951, 10206080/100715/0007181, 10206080/150715/0007344, 10206080/160715/0007351, 10206080/160715/0007386, 10206080/220715/0007595, 10206080/230715/0007651, 10206080/230715/0007656, 10206080/290715/0007848, 10206080/300715/0007874, 10206080/060815/0008077, 10206080/070815/0008125, 10206080/070815/0008131, 10206080/070815/0008142, 10206080/140815/0008307, 10206080/140815/0008315, 10206080/190815/0008550, 10206080/210815/0008637, 10206080/270815/0008824, 10206080/280815/0008889, 10206080/150915/0009673, 10206080/210915/0009938, 10206080/071015/0010671, 10206080/071015/0010672, 10206080/091015/0010771, 10206080/091015/0010772, 10206080/131015/0010895, 10206080/151015/0011022, 10206080/161015/0011032, 10206080/201015/0011172, 10206080/231015/0011317, 10206080/281015/0011495, 10206080/281015/0011488, 10206080/301015/0011595, 10206080/301015/0011596, 10206080/241115/0012557, 10206080/130116/0000182, 10206080/140116/0000216, 10206080/150116/0000261, 10206080/160116/0000292. В графе 33 названных ДТ декларантом заявлены коды 4810 13 800 9, Посчитав, что в соответствии с протоколом от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994» (далее – Протокол) ставка таможенной пошлины в отношении спорных товаров должна составлять 5% от таможенной стоимости товаров, а ставка в размере 10% при декларировании товаров Обществом применена ошибочно, ООО «ДВ Импекс» обратилось в таможенный орган с заявлением от 11.07.2017 (вх. от 24.07.2017 № 11548) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в общей сумме 7 194 244 руб. 72 коп., приложив при этом вместе с формами КДТ заявление от 20.07.2017 об изменении (корректировке) сведений, заявленных в ДТ. Письмом от 27.07.2017 № 14-38/20716 Таможня возвратила заявление Общества в связи с отсутствием оснований для корректировки сведений в ДТ и, как следствие, в связи с невозможностью установления факта излишней уплаты таможенных платежей. При этом таможенный орган указал, что как Протокол, так и Соглашение ВТО не содержат норм, указывающих на их прямое действие, либо обязывающих непосредственно таможенные органы государств-членов Таможенного союза совершать какие-либо действия. Таможня также сослалась на отсутствие в таможенном законодательстве положений, которые позволяли бы государствам-членам Таможенного союза в одностороннем порядке изменять ставки ввозных таможенных пошлин, устанавливать иные методы их расчета, кроме предусмотренных в данном случае ЕТТ ЕАЭС, который, по ее мнению, должен применяться при определении ставок. Считая действия Таможни, выразившиеся в возвращении заявления ООО «ДВ Импекс» о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а также бездействие таможенного органа, выразившееся в неосуществлении возврата излишне уплаченных таможенных платежей, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования ООО «ДВ Импекс», установив отсутствие у Таможни правовых и фактических оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, и в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. В связи с этим суды обязали таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата Обществу излишне уплаченных сумм таможенных пошлин. Кассационный суд, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего. В рамках настоящего дела при оценке законности оспариваемых действий (бездействия) Таможни подлежит разрешению вопрос о применении в отношении ввезенного товара ставки ввозной таможенной пошлины 5%, установленной в соответствии с Протоколом, или ставки 10%, предусмотренной ЕТТ ЕАЭС. Разрешая настоящий спор, суды правомерно руководствовались следующим. В соответствии со статьей 77 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (пункт 1). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (пункт 2). Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Закон № 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты. В статье 6 Закона № 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1). Между странами – участниками Таможенного союза 19.05.2011 в Минске подписан международный договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», ратифицированный на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ (далее – Договор), который в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 11 вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к ВТО. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО сторона обязана информировать другие стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесение изменений в правовую систему Таможенного союза (пункт 1). С момента присоединения такой стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО (пункт 2). В пунктах 1 и 2 статьи 2 Договора предусмотрено, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами (пункт 1). Права и обязательства сторон, вытекающие из соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между сторонами (пункт 2). Согласно приложениям к Протоколу ввозные таможенные ставки на товары, классифицируемые по кодам 4810 13 800 9, 4810 19 900 0 ТН ВЭД, в Российской Федерации с момента присоединения к ВТО составляют 5%. Таким образом, в соответствии с Протоколом по указанным кодам ТН ВЭД подлежит уплате пошлина в размере 5%, а уплаченные ООО «ДВ Импекс» суммы таможенных платежей при декларировании товара с применением ставки более 5% являются излишне уплаченными (взысканными), в связи с чем подлежат возврату заявителю при соблюдении установленной таможенным законодательством процедуры. Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела и учитывая, что в соответствии с Протоколом по кодам 4810 13 800 9, 4810 19 900 0 ТН ВЭД подлежит уплате пошлина в размере 5%, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Таможня в нарушение положений норм международных договоров Российской Федерации в рамках ВТО и регионального интеграционного объединения необоснованно отказала Обществу в корректировке сведений, заявленных в ДТ, и в возврате денежных средств, излишне уплаченных в связи с применением при исчислении таможенных платежей по спорным ДТ ставки таможенной пошлины в размере 10%. Ссылки Таможни на пункт 3 статьи 9 Соглашения ВТО в обоснование довода о праве Российской Федерации не соблюдать обязательства, вытекающие из названного Соглашения, кассационная инстанция считает несостоятельными. В силу пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО решение об освобождении члена от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения или любого из Многосторонних торговых соглашений, принимается Конференцией министров в исключительных обстоятельствах. Согласно подпункту «а» пункта 3 статьи 9 Соглашения ВТО просьба об освобождении от обязательства, вытекающего из настоящего Соглашения, представляется Конференции министров для рассмотрения на основе практики принятия решений путем консенсуса. Конференция министров устанавливает срок рассмотрения такой просьбы, который не должен превышать 90 дней. Решение Конференции министров об освобождении от обязательства устанавливает наличие исключительных обстоятельств, оправдывающих такое решение, сроки и условия его применения, а также дату окончания его действия (пункт 4 статьи 9 Соглашения ВТО). Изложенное свидетельствует, что Соглашением ВТО предусмотрена лишь возможность освобождения члена ВТО от обязательств в исключительных случаях по просьбе самого члена ВТО и на основании решения Конференции министров, но не возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств. Правильность классификационных кодов и расчет суммы излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом не оспаривается. Поскольку в результате необоснованного применения ставки таможенной пошлины, равной 10%, заявителем дополнительно уплачены таможенные платежи на общую сумму 7 194 244 руб. 72 коп., судебные инстанции правомерно обязали таможенный орган возвратить Обществу денежные средства в указанном размере. При этом суды приняли во внимание, что ООО «ДВ Импекс» предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (в соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») путем направления в Таможню заявления о возврате с приложением необходимого комплекта документов; том числе и с приложением заявления о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, и надлежащим образом заполненных форм корректировок ДТ. Отсутствие на представленных Обществом формах КДТ отметок таможенного органа не свидетельствует о том, что названные документы не подтверждают излишнюю уплату таможенных пошлин и налогов исходя из смысла пункта 2 статьи 147 указанного закона. Доводы, приведенные в кассационной жалобе Таможни, основаны на ошибочном толковании приведенных нормативных положений действующего таможенного законодательства и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств и с учетом всех доводов и возражений сторон, а выводы основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу № А56-64719/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.Н. Александрова | |||
Судьи | С.В. Лущаев Ю.А. Родин | |||