АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года | Дело № | А56-68247/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., при участии от Государственной административно-технической инспекции ФИО1 (доверенность от 27.12.2021), рассмотрев 13.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу № А56-68247/2021, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Гортоп-Санкт-Петербург» (196084, <...>, лит. А; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными постановлений Государственной административно-технической инспекции (191014, <...>, лит. А; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Инспекция) от 06.07.2021 №№ 3226, 3230 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 11 статьи 20 и пунктом 2 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70) соответственно. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Мастерстрой» (196240, <...>, лит. Е; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – ООО «ТД «Мастерстрой»). Решением суда первой инстанции от 05.01.2022 заявленные требования удовлетворены. Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы жалобы. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией проведен осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, в ходе которого выявлено и отражено в протоколе осмотра от 17.06.2021, что при выезде с земельного участка с кадастровым номером 78:42:0018318:1 на Вавиловский проезд происходит загрязнение грунтом асфальтобетонного покрытия за счет выноса грязи на колесах автотранспортных средств. По указанному факту Инспекция составила в отношении Общества, которому указанный земельный участок общей площадью 11 418 кв.м. передан КУГИ Санкт-Петербурга в аренду по договору от 10.09.1997 № 18/ЗД-00669, протоколы от 17.06.2021 №№ 95489, 95488 об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 11 статьи 20 и пунктом 2 статьи 22 Закона № 273-70, а постановлениями от 06.07.2021 №№ 3226, 3230 признала его виновным в совершении административных правонарушений, назначив наказание в виде штрафа в размере 90 000 руб. и 150 000 руб. соответственно. Общество не согласилось с постановлениями Инспекции о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений. Суд апелляционной согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 891-180) территория, земельный участок независимо от формы собственности, а также фасад некапитального нестационарного строения и сооружения, объекта капитального строительства относятся к объектам благоустройства. Согласно пункту 3 статьи 10 Закона № 891-180 собственники объектов благоустройства и элементов благоустройства, лица, которым объекты благоустройства и элементы благоустройства предоставлены во владение и (или) пользование, иные лица, на которых обязательства по содержанию объектов благоустройства или элементов благоустройства возложены действующим законодательством или договором, а также органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий обязаны осуществлять мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 09.11.2016 № 961 утвердило Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила № 961), Приложением № 5 к которым определен Перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий. В соответствии с Приложением № 5 к Правилам № 961 при осуществлении мероприятий по содержанию промышленной зоны, земельных участков, расположенных в промышленных зонах, устанавливаются следующие требования: промышленная зона, включая дороги, проезды, зеленые насаждения, должна содержаться в надлежащем состоянии (пункт 15-1.1.1); выезды с земельных участков, промышленной зоны должны иметь усовершенствованное покрытие и содержаться в чистоте (пункт 15-1.1.3). Нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 статьи 20 Закона № 273-70, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70, а загрязнение объекта благоустройства или элемента благоустройства, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортного средства, включая заправку, мойку транспортного средства, вне специально отведенного места – предусмотренную пунктом 2 статьи 22 Закона № 273-70. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между Обществом и ООО «ТД «Мастерстрой» заключен договор от 30.04.2020 № 3/Ю/2020 субаренды земельного участка площадью 11 418 кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А. Согласно пунктам 2.2.9, 2.2.12, 2.2.13 данного договора на субарендатора возложена обязанность: производить своими силами и за свой счет все ремонтно-восстановительные работы на земельном участке и в зданиях (строениях, сооружениях), включая устранение загрязнений; выполнять в установленный срок предписания органов Госпожарнадзора, санитарно-эпидемиологического надзора, ГАТИ и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуации, возникшей в результате деятельности субарендатора, ставящих под угрозу экологическую и санитарную обстановку земельного участка, а также нарушающих правила эксплуатации земельного участка и сооружений на нем. Немедленно устранять ситуации пожарного, технического или санитарного состояний, которые могут привести к авариям, нанесению вреда людям или имуществу; за свой счет производить регулярную уборку объекта субаренды и вывоз мусора в установленном законодательством порядке. При этом пунктом 3 статьи 10 Закона № 891-180, а также пунктом 1.7 Правил № 961 предусмотрено, что уполномоченным на содержание лицом признается, в частности, лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены договором. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество, передав ООО «ТД «Мастерстрой» обязательства по содержанию указанного земельного участка по договору субаренды, не является субъектом вмененных ему административных правонарушений. В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, с чем согласился и апелляционный суд. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу № А56-68247/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | О.А. Алешкевич | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян В.М. Толкунов | |||