ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-69596/2022 от 08.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 августа 2023 года

Дело №

А56-69596/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,

при участии от акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» Побережной Е.А., ФИО1, ФИО2, от Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации ФИО3 (доверенность от 26.12.2022 № 01-35-3783/22-0-0), от Комитета по градостроительству и архитектуре ФИО4 (доверенность от 09.01.2023 № 01-29-11-1/23),

рассмотрев 31.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Торговый дом «Перекресток» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу № А56-69596/2022,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Торговый дом «Перекресток», адрес: 109029, Москва, Средняя Калитниковская ул., д. 28, стр. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 06.04.2022 № 187377.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – КГА).

Решением суда от 23.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.03.2023, заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и КГА возражали против ее удовлетворения.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2023 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 31.07.2023.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Васи ФИО5 д. 4, стр. 1 / пр. Стачек.

Решением от 06.04.2022 № 187377 Комитет отказал в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, указав в качестве причины отказ КГА в таком согласовании со ссылкой на нарушение внешнего облика сложившейся застройки на основании абзаца четвертый пункта 7 Положения № 1002 ввиду нарушения требований пункта 2.3.5.8.3 приложения № 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961), пунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.2.2.1, 1.2.3 приложения № 6 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденным постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 (далее - Правила № 40).

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о законности оспариваемого решения Комитета, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, признал их законными и обоснованными.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Согласно пунктам 2 и 2.6 Приложения № 2 к Правилам № 961 наружная реклама и информация относится к элементам благоустройства
Санкт-Петербурга. При этом пунктом 2.6 названного Приложения определено, что наружная информация (также - объекты для размещения информации), включает в себя вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации.

В соответствии с пунктом 2.3.5.8.1 Приложения № 3 к Правилам № 961 разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (далее - Положение № 1002) и требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.2 - 2.3.5.8.11 настоящего приложения, за исключением знаков адресации, в отношении которых требуется разработка листа согласования в соответствии с требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.12.1 - 2.3.5.8.12.6 настоящего приложения.

При разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения (пункт 2.3.5.8.1 Приложения № 3 к Правилам № 961).

Положением № 1002 предусмотрено, что разрешения выдаются Комитетом. Такое разрешение выдается на основании заявления, подаваемого в Комитет заявителями по форме согласно приложению № 1 (пункт 3 Положения № 1002).

Пунктом 4 Положения № 1002 определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.

В силу пункта 6 Положения № 1002 в целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в пятидневный срок со дня получения заявления направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 Положения, с приложением копии заявления в следующие органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации, в том числе в Комитет по градостроительству и архитектуре.

Согласно абзацу 3 пункта 7 Положения № 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с абзацем пятым пункта 7 Положения № 1002 Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.

В рамках процедуры, определенной Положением № 1002, Комитетом рассмотрены и 01.03.2022 отклонены от согласования информационные материалы по заявлению Общества 21.02.2022 № 1562347 на установку вывески «ПЕРЕКРЕСТОК» на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Васи ФИО5, д. 4, стр. 1.

Согласно пункту 2.1 Положения о КГА, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679, одной из основных задач КГА является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.

Наружная информация (объекты для размещения информации), к которой в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 961 являются элементами благоустройства.

Согласно пункту 1.3 приложения № 3 к Правилам № 961 при размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.

Пунктом 2.3.5 приложения № 3 к Правилам № 961 установлены требования к разработке проектных решений элементов благоустройства.

Разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требования законодательства в области охраны окружающей среды, пожарной безопасности, законодательства в области градостроительной деятельности и охраны объектов культурного наследия, не должна ухудшать техническое состояние фасадов и несущих конструкций зданий, сооружений, должна сохранять подземные коммуникации и сооружения, быть направлена на создание доступности для маломобильных групп населения.

Согласно пункту 1.2.2.1 приложения № 6 к Правилам № 40 внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.

В рассматриваемом случае, КГА не приведено каких-либо обоснований в подтверждение отказа в согласовании размещения спорной вывески со ссылкой на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, в частности не указано, в чем именно выразилось несоответствие вывески «ПЕРЕКРЕСТОК» внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.

Основанием для отказа в согласовании размещения спорной вывески КГА указывает на нарушение требований статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которой эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и проектной документацией.

В соответствии с частью 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).

Из положений статей 55.24 и 55.25 ГрК РФ следует, что функциональное назначение объектов определяется проектной документацией, их эксплуатация должна осуществляться в соответствии с разрешенным использованием, требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, и соблюдение этих требований изначально является обязанностью собственника.

Здание, на котором планируется установка вывески, введено в эксплуатацию как объект спорта; размещение промтоварных магазинов ограничено проектной документацией в строго определенных местах.

При таких обстоятельствах, когда со стороны уполномоченных органов отсутствовали какие-либо контрольные мероприятия по вопросу соответствия эксплуатации здания его назначению согласно разрешительной документации, который должен разрешаться с собственником этого здания, учитывая предоставление Обществом требуемых согласно пункту 4 Положения № 1002 документов, отказ в согласовании размещения информации (вывески) арендатору следует признать формальным и нарушающим права Общества в осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, КГА не доказало наличие предусмотренных в пункте 7 Положения № 1002, равно как и в пункте 2.3.5 Приложения № 3 к Правилам № 961 оснований для отказа в согласовании настенной вывески «ПЕРЕКРЕСТОК» по заявлению Общества от 21.02.2022 № 156577.

Учитывая изложенное, заявленные Обществом требования о признании незаконным решения Комитета от 06.04.2022 № 187377 об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге подлежат удовлетворению.

Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу № А56-69596/2022 отменить.

Признать незаконным отказ Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 06.04.2022 № 187377.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

А.Г. Кудин

Л.Б. Мунтян