ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-6983/14 от 24.02.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 февраля 2015 года

Дело №

А56-6983/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ПитерСтрой» ФИО1 (доверенность от 12.05.2014 № 188), от Комитета по культуре Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 20.01.2015                          № 01-13-56/15-0-0),

рассмотрев 16.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по культуре Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2014 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Горбик В.М.) по делу    № А56-6983/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «ПитерСтрой», место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 21, лит. А, пом. 2Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «ПитерСтрой», Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по культуре Ленинградской области: место нахождения: 198097, Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 34, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), от 05.02.2014 № 6/2014 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решением от 29.05.2014 суд удовлетворил заявление Общества.

Постановлением от 28.10.2014 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.  

Как видно из материалов дела, 21.01.2014 сотрудники Комитета провели рабочую поездку по Всеволожскому району Ленинградской области, о чем составлен акт от 21.01.2014.

По результатам проверки установлено, что на территории памятника федерального значения «Главный усадебный дом и парк, принадлежавший ФИО3, у которого бывали: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и др.», на участке расположенном с правой стороны от Дороги жизни по направлению от Санкт-Петербурга, за объектом культурного наследия федерального значения Ансамбль «Зеленый пояс Славы Ленинграда»: Памятные километровые столбы на «Дороге жизни», за памятным километровым столбом с обозначением «6 км» Дороги жизни, в глубине площадки проводятся работы с применением строительной техники. Площадка засыпана песком, на площадке установлены строительные вагончики, складирован строительный материал (трубы), работает экскаватор.

В связи с указанными обстоятельствами Комитет 05.02.2014 вынес предписание № 6/2014, которым обязал ООО «ПитерСтрой» остановить проведение землеустроительных, земляных, строительных работ на территории объекта культурного наследия - немедленно, по получении настоящего предписания; представить в Комитет до 06.02.2014 информацию об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.

Полагая, что предписание является недействительным, поскольку ООО «ПитерСтрой» проводит работы по строительству автозаправочного комплекса на участке с кадастровым номером 47:07:1301093:33, а объект культурного наследия находится на участке с кадастровым номером 47:07:1301178:3, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:1301093:33, на котором Общество проводит строительные работы не располагается на территории памятника культуры, земельный участок, на котором находится объект культурного наследия и участок, на котором Общество проводит работы по строительству автозаправочного комплекса, не сопрягаются, не граничат друг с другом и находятся в разных кадастровых кварталах, что подтверждается их кадастровыми паспортами.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) указано, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 2 статьи 35 Закона № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В статье 36 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия (пункт 1); в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации (пункт 3).

Судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установлено, что Общество осуществляет строительство Автозаправочного комплекса на земельном участке, общей площадью 8000,0 кв.м., с кадастровым номером 47:07:1301093:33, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, пересечение Дороги Жизни и                                ул. Приютинская, с условно разрешенным видом использования - под строительство Автозаправочного комплекса (постановление Администрации МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.08.2013 № 775), находящемся во владении ООО «МиражПлюс» по Договору аренды земельного участка от 26.01.2011 № 2402/1.6-08, Дополнительному соглашению к нему от 03.10.2013 (постановление Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской  области), заключенным с Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на основании договора подряда от 18.10.2013      № 18-10/13, заключенного с ООО «МиражПлюс», и в соответствии с:

-градостроительным планом земельного  участка № RU475043101-0091/11-14, подготовленным отделом по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации МО «Город Всеволожска» 23.08.2013 и    утверждены постановлением Администрации МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 28.08.2013        № 809;

-  разрешением на строительство от 17.10.2013 № RU47504101-0069-11-18,
выданным Главой Администрации МО «Город Всеволожск», со сроком действия до 16.06.2014;

-  проектной документацией;

-  положительным заключением негосударственной экспертизы № 2-1-1-0133-13 Объекта капитального строительства - Автозаправочный комплекс, выданным ООО «МиражПлюс» 17.10.2013 ООО «Негосударственный надзор и экспертиза».

Судами установлено, что объект культурного наследия «Главный усадебный дом и парк, принадлежавший ФИО3, у которого бывали: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 и др.» расположен на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1301178:3, общей площадью 118939 м2, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, «Усадьба Приютино», с разрешенным видом использования: под существующий музей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Земельный участок, на котором Общество проводит работы по строительству Автозаправочного комплекса, с кадастровым номером 47:07:1301093:33, общей площадью 8000 м2, находится по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Всеволожское городское поселение, г. Всеволожск, пересечение Дороги Жизни и ул. Приютинской, с разрешенным видом использования: под строительство Автозаправочного комплекса.

Как выяснили суды, данный земельный участок каких-либо обременений, связанных с объектами культурного наследия, не имеет, что подтверждается   кадастровым паспортом земельного участка (том 1, лист дела 119).  

Суды первой и апелляционной инстанции установили, что указанные земельные участки не только не сопрягаются и не граничат между собой, но и находятся в разных кадастровых кварталах. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими кадастровыми паспортами.

Кроме того, граница территории объекта культурного наследия Федерального значения «Ансамбль «Зеленый пояс славы Ленинграда»: памятные километровые столбы на «Дороге Жизни» (Памятный километровый столб, 6-й км.), установленная приказом Комитета по культуре от 30.09.2013 № 40, находится в кадастровом квартале 47:07:1301178, и так же не граничит и не захватывает спорный земельный участок с кадастровым номером 47:07:1301093:33.

Таким образом, доводы Комитета о нарушении заявителем законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия в нарушение части 5 статьи 201 АПК РФ не подтверждены надлежащими доказательствами.

Податель жалобы отмечает, что территория объекта культурного наследия и его охранные зоны утверждены решением Леноблисполкома от 20.12.1976 № 461 и в соответствии со статьей 64 Закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Между тем, как установили суды, из письма Министерства культуры Российской Федерации от 27.12.2013 № 6191-10-05 следует, что сведения в Реестре об объекте культурного наследия «Главный усадебный дом и парк, принадлежавший ФИО3, у которого бывали: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 и др.» не зарегистрированы, регистрационный номер данному объекту не присвоен; документы и материалы для регистрации указанного объекта культурного наследия в Реестре от Комитета не поступали.

При таких обстоятельствах суды, установив, что вынесенное Комитетом предписание не соответствует закону и нарушает права заявителя, правомерно признали недействительным предписание Комитета от 05.02.2014 № 6/2014, поскольку земельный участок с кадастровым номером 47:07:1301093:33, на котором Общество проводит строительные работы, не располагается на территории памятника культуры «Главный усадебный дом и парк, принадлежавший ФИО3, у которого бывали: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9 и др.».

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу № А56-6983/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по культуре Ленинградской   области - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин