ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-70459/19 от 13.11.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 ноября 2019 года

Дело №А56-70459/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 22.07.2019

от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 07.10.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28370/2019) ООО "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2019 по делу № А56-70459/2019, принятое

по заявлению ООО "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района"

к ГЖИ Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №3 Фрунзенского района» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция) от 22.05.2019 №06/475-р.

Решением суда от 21.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, МКД № 26 по улице Белградская в г.Санкт-Петербурге находится в управлении управляющей организации ООО "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района" в соответствии с протоколом общего собрания от 28.06.2017.

На основании распоряжения от 16.05.2019 №06/475-Р сотрудниками Инспекции 22.05.2019 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований, установленных действующим законодательством, при осуществлении деятельности по адресу: <...>, лит. А.

По результатам проверки составлен акт от 22.05.2019 №06/475-Р, в котором отражено, что Обществом производится начисление платы за очистку не используемых собственниками мусоропроводов и в отсутствие решение собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома (далее – МКД) об утверждении размера платы за содержание мусоропроводов.

В частности, в акте проверки отражено, что клапаны мусоропроводов зафиксированы сваркой в закрытом положении, шиберымусоропроводом закрыты; в мусоросборных камерах установлены мусорные контейнеры, к которым имеется свободный доступ. Таким образом, из оборудования, входящего в состав мусоропроводов, используются и содержатся только мусоросборные камеры с оборудованием, однако в счетах-квитанциях Обществом выставляется плата за очистку мусоропроводов.

На основании изложенного, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом положений части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) и пункта 31 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения».

В связи с выявленными нарушениями Инспекцией выдано предписание от 22.05.2019 №06/475-р об устранении нарушений лицензионных требований, которым Обществу предписано произвести перерасчет платы за очистку мусоропроводов за весь период управления многоквартирным домом ООО «ЖКС №3 Фрунзенского района» (с 05.09.2017) по всем квартирам МКД. Срок исполнения предписания 24.06.2019 включительно.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.

Из части 4 статьи 158 ЖК РФ следует, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.

Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие водностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила № 491).

При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил № 491).

В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Как верно указал суд первой инстанции, процедура установления и изменения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и направлены, прежде всего, на обеспечение гарантии прав и интересов собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

Вместе с тем, как установлено судом, протоколом общего собрания от 28.06.2017 размер платы не установлен.

Так, согласно протоколу, девятым пунктом повестки дня являлось утверждение тарифов на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом. Однако сам протокол сведений об утверждении тарифа на очистку мусоропроводов и утверждаемой плате не содержит, приложений к протоколу, содержащих утвержденный размер стоимости тарифа на очистку мусоропроводов, не имеется. Договор управления, на который ссылается ООО "Жилкомсервис №3 Фрунзенского района", приложением к Протоколу не является и, соответственно, его положения и размер платы за услуги управляющей организации общим собранием не утверждались.

Утвержденные Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в распоряжениях от 14.12.2018 №215-р и от 20.12.2016 №260-р, на которые ссылается заявитель, тарифы на «очистку мусоропровода» подлежат применению только для неприватизированных квартир (для нанимателей жилых помещений по договорам социального наймагосударственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования и по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее - наниматели жилых помещений)), что прямо отражено в данных распоряжениях.

Также указанными выше Распоряжениями предусмотрено, что для собственников жилых помещений в многоквартирных домах порядок определения размера платы за содержание жилого помещения регламентируется частями 7 и 8 статьи 156 ЖК РФ, согласно которому управляющим организациям, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья для решения вопросов, связанных с формированием платы за содержание жилого помещения (в том числе платы за управление многоквартирным домом) и ее наполнением, следует исходить из решений, принятых собственниками, в соответствии с действующим законодательством.

Как правомерно указано судом первой инстанции, факт использования только мусоросборной камеры, которая в рамках пункта 5.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, входит в состав мусоропровода, не свидетельствует об оказании услуги «по очистке мусоропроводов» в полном объеме.

Подтверждения обращения Общества в Комитет по тарифам с целью установления платы за очистку мусоропроводов в конкретном многоквартирном доме, для уборки исключительно мусоросборной камеры, ни при проведении проверки, ни в суд при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанций Обществом не предоставлено.

Ссылка подателя жалобы на пункт 9.2 статьи 156 ЖК РФ отклоняется апелляционной коллегией, поскольку означенный пункт определяет размер платы собственников за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодное, горячее водоснабжение, электроэнергия), к которым жилищная услуга по помывке мусоропровода не относится.

Доводы Общества о том, что плата за очистку мусоропровода включена в состав платы за содержание общего имущества отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат фактическому содержанию счетов-квитанций (л.д. 53), свидетельствующих о том, что итоговую сумму к оплате составляют суммы начислений по всем строкам квитанции, включая 64,31руб. платы за очистку мусоропровода.

Доводы подателя жалобы о наличии процедурных нарушений со стороны Инспекции уже рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ.

Частью 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Кроме того, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органамуниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Таким образом, Инспекция в пределах осуществления лицензионного контроля обязана выдать предписание при наличии нарушении лицензионных требований, установленных жилищным законодательством.

Частью 1 статьи 196 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона №294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 3 указанной статьи, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона №99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В данном случае основанием для проведения проверки явилось обращение собственника жилого помещения (вх. №ОБ-7933-3/19-0-0 от 08.05.2019), проживающего в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белградская, д.26, корп.7, которое поступило в Инспекцию из прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, мотивированное представление в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ в настоящем случае не требовалось, поскольку проверка проводилась на основании части 3 статьи 196 ЖК РФ, а не в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона №294-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств принятия общим собранием собственников указанного дома решения об установлении размера платы за содержание мусоропроводов.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2019 по делу № А56-70459/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

А.Б. Семенова

О.В. Фуркало