ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-71499/2023 от 05.03.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 марта 2024 года

Дело №А56-71499/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Геворкян Д.С., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.

при участии:

от заявителя: Васина В.В. по доверенности от 09.01.2024

от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 27.12.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37983/2023) ООО "УК "Южные паруса" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2023 по делу № А56-71499/2023, принятое

по заявлению ООО "УК "Южные паруса"

к ГЖИ Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания «Южные паруса» (ОГРН: 1089847376904, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Перевозный пер., д. 4, стр. 1, пом. 75-Н, раб.место 2, далее - ООО "УК "Южные паруса", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН: 1037867000115, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр-кт, д. 68, лит. А, далее – ГЖИ Санкт-Петербурга, Инспекция, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания № 12/105/23-к-р от 19.05.2023.

Решением от 06.10.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что у Инспекции отсутствуют полномочия по проведении проверок в части начислений по нежилым помещениям. Кроме того, Общество указывает на то, что согласно изменениям, внесенным в Правила № 354 с 01.01.2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6 Правил N 354); начисления по нежилому помещению производит ресурсоснабжающая организация, выставляя счета в адрес Общества, а Общество, в свою очередь, перевыставляет указанные суммы начислений потребителю в нежилом помещении; в соответствии с пунктом 6 Правил № 354 у Общества отсутствуют полномочия по проведению расчета размера платы собственникам нежилых помещений; пункт 42 Правил № 354 применим только в отношении жилых помещений.

В судебном заседании 05.03.2024 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судья Мильгевская Н.А. заменена на судью Геворкян Д.С.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 19.05.2023 по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнения предписания, Инспекцией в отношении ООО «УК «Южные паруса» вынесено предписание № 12/105/23-К-р от 19.05.2023 об устранении нарушений.

В обжалуемом предписании Инспекцией указано, что расчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в отношении собственника нежилого помещения №21-Н в указанном МКД за период с 05.2020 по 12.2020 гг. Обществом произведен в нарушение требований пп. 42 и 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354), Обществом не применены показания ИПУ холодного водоснабжения, которые расположены в нежилом помещении №21-Н, расположенном в указанном МКД.

Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о законности выданного Обществу предписания.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354.

В силу пункта 42 Правил N 354 за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению), размер платы определяется исходя из показаний такого прибора за расчетный период, а при отсутствии прибора учета, а также технической возможности установки такого прибора - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Исходя из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отдается приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.

В соответствии с пунктом 61 Правил №354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что пункт 42 Правил № 354 применим только в отношении жилых помещений.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, поставка холодной воды и прием сточных вод в данном случае осуществлялась в МКД, находящийся в управлении Общества, ввиду чего к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правил N 124) и Правил N 354.

В обоснование апелляционной жалобы Общество также ссылается на то, что начисления по нежилому помещению производит ресурсоснабжающая организация, выставляя счета в адрес Общества, а Общество, в свою очередь, перевыставляет указанные суммы начислений потребителю в нежилом помещении; в соответствии с пунктом 6 Правил № 354 у Общества отсутствуют полномочия по проведению расчета размера платы собственникам нежилых помещений.

В соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний общедомовых приборов учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.

Величина Vпотр определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами. Соответствующий алгоритм действий учитывает невозможность одновременного снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, а также возможность учета перерасчетов по жилым и нежилым помещениям за предыдущие периоды в том периоде, в котором такие перерасчеты были произведены (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.11.2022 N 60319-ИФ/04)

В силу подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 исполнитель по обращению потребителя обязан проводить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Соответственно, корреспондирующая положениям пункта 21(1) Правил N 124 обязанность Компании учесть уточненный объем коммунальной услуги, потребленной собственником жилого или нежилого помещения (подпункт "в" пункта 7, пункт 61 Правил N 354) предполагает обязанность ресурсоснабжающей организации аналогичным образом произвести корректировку объема коммунального ресурса, поданного управляющей организации по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях приобретения коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества.

При этом указанная корректировка осуществляется в интересах собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, объем обязательств которых коррелирует объему обязательств управляющей организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 N 305-ЭС15-7767).

Как указано в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2023, если условия перерасчета размера платы за холодную воду исходя из фактического потребления, зафиксированного исправным прибором учета с неповрежденными пломбами, урегулированы жилищным законодательством (пункт 61 Правил предоставления коммунальных услуг), отсутствие аналогичных положений в Правилах коммерческого учета воды не может служить основанием для отказа в проведении такого перерасчета по требованию собственника нежилого помещения в МКД при соответствии установленного в этом помещении ИПУ вышеперечисленным требованиям.

Общество в апелляционной жалобе ссылается также на то, что согласно изменениям, внесенным в Правила № 354 с 01.01.2017, поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6 Правил N 354). В обоснования заявленных требований Общество также сослалось на протокол общего собрания собственником МКД № 1 от 10.07.2018, согласно которому принято решение о заключении собственниками помещений МКД прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения с ГУП «Водоканал СПб», начиная с 01.08.2018.

Указанный довод подлежит отклонению апелляционным судом.

Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание; подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению в орган государственного жилищного надзора.

Инспекция указала на то, что вышеуказанный протокол от 10.07.2018 не был размещен в установленном порядке в ГИС ЖКХ, а также отсутствует подтверждение передачи его в ГЖИ Санкт-Петербурга.

Кроме того, протокол от 10.07.2018 противоречит последующему протоколу № 1 от 25.12.2020 (размещен в ГИС ЖКХ), в котором зафиксировано, что по вопросу 6 повестки дня собственниками помещений не принято решение о расторжении договоров водоснабжениия, водоотведения с Обществом и переходе на прямые договоры с РСО.

В представленном в материалы дела на запрос Инспекции ответе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» от 06.02.2024 исх.№ 02437/300 указано следующее: с собственником помещения 21-Н Левшиной М. Н. прямые договоры холодного водоснабжения № 16-126756-НП-ВС и водоотведения № 16-126757-НП-ВО заключены 14.04.2021; собственники жилых помещений МКД перешли на прямые договоры с РСО (Предприятием ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга») с 01.03.2023, на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 24.11.2022, о чём ООО «УК «Южные паруса» уведомлено официальным письмом ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» исх.№ 15202/300 от 16.12.2022.

Таким образом, представленный Обществом протокол № 1 от 10.07.2018 не свидетельствует о переходе собственников МКД на прямые договоры в период, указанный в оспариваемом предписании.

Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предписание выдано ГЖИ в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ; при установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел оспариваемое предписание законным, обоснованным и исполнимым, направленным на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверочного мероприятия.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 октября 2023 года по делу № А56-71499/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южные паруса» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Д.С. Геворкян

О.В. Фуркало