ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-71832/2021 от 22.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 марта 2022 года

Дело №А56-71832/2021

Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43792/2021) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 по делу № А56-71832/2021 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению товарищества собственников жилья "Новатор"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 80, корп. 3, пом. 1Н; далее - ТСЖ "Новатор", ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (ОГРН 1057810212503, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19, лит. А, далее - Управление Роспотребнадзора, заинтересованное лицо) от 17.06.2021 №Ю78-00-03/24-0649-2021 по делу об административном правонарушении, о привлечении ТСЖ к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей и представления Управления от 17.06.2021 №Ю78-00-03/26-0560-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 15.11.2021 (в виде резолютивной части) заявленные ТСЖ "Новатор" требования удовлетворены, постановление Управления от 17.06.2021 №Ю78-00-03/24-0649-2021 по делу об административном правонарушении, представление от 17.06.2021 №Ю78-00-03/26-0560-2021 признано незаконным и отменено; мотивированное решение вынесено судом 29.11.2021.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 29.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы размер расходов на оплату по статье «Э/эн.МОП», потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме за август 2020 определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.07.2017 №50-р в размере 0,94 квт*ч.

Таким образом, установление размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, не отвечающее требованиями законодательства, свидетельствует о нарушении установленного порядка регулирования размера платы за жилое помещение, предусмотренного ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил №491.

Податель жалобы считает, что применение иного размера платы, чем тот, что установлен общим собранием членов ТСЖ «Новатор», путем включения в платежные документы потребителям, свидетельствует о нарушении установленного порядка регулирования размера платы за жилое помещение, предусмотренного частью 8 статьи 156 ЖК РФ, п. 33 Правил №491.

В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Новатор» послужил акт проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ) №04/21/36-Р от 29.01.2021, поступивший в Управление 25.02.2021.

Данный акт был составлен в результате проверки ГЖИ, проведенной на основании поступившего из Управления обращения от 05.11.2020 вх.№50718/ж-2020 гр. Астрелина А.А., гр. Астрелиной О.В., гр. Астрелиной Н.А., гр. Тихомировой С.Д., гр. Волошина В.Ф.

Согласно материалам обращения гр. Волошина В.Ф. от 05.11.2020 вх. №50718/ж-2020, проживающего по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, кв. 58, ТСЖ «Новатор» предъявлен счет на оплату за жилищно-коммунальные услуги от 19.06.2020 за июнь 2020 по лицевому счету №214510058, на сумму 4 874, 20 руб., с указанием периода оплаты до 10.07.2020. Указанный счет содержит, в том числе плату по статье «Возн.пред» в размере 1,78 руб./кв.м., «Э/эн.МОП» в размере 3,84/2,22 квт*ч.

Актом проверки ГЖИ Санкт-Петербурга №04/21/36-Р от 29.01.2021 зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, по фактам указанным в обращениях, а именно:

1. Размер расходов на оплату электрической энергии («э/э.МОП»), потребляемой при содержании общего имущества в МКД за июнь-август 2020 для собственников квартир №21,22,29,58 при отсутствии коллективного прибора учёта определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 № 50-р.

2. Размер обязательного платежа «Вознаграждение председателю правления ТСЖ», выставленный к оплате за июнь 2020 собственникам квартир №21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, в размере 1,78 руб./кв.м., не соответствует размеру платы, определенному органами управления товарищества собственников жилья на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов ТСЖ (протокол от 15.04.2020 №1-2020).

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении ТСЖ составлен протокол об административном правонарушении №Ю78-00-03-0486-2021 от 15.06.2021.

Постановлением от 17.06.2021 №Ю78-00-03/24-0649-2021 ТСЖ «Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Товариществу выдано 17.06.2021 представление №Ю78-00-03/26-0960-2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенными Управлением постановлением и представлением, ТСЖ «Новатор» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой, образует не только занижение регулируемых государством цен, включающих тарифы, расценки, ставки и тому подобное, но и иное нарушение установленного порядка ценообразования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества.

В соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

Пунктом 33 Правил N 491 определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органа управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом вышеприведенных нормативных положений, общее собрание членов Товарищества, являющееся высшим органом управления Товарищества, должно утверждать размер обязательных платежей за содержание общего имущества на основании ежегодно утверждаемой сметы доходов и расходов, и утвержденный общим собрание размер платы является обязательным также для собственников, которые не являются членами Товарищества.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пунктом 13 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ "Новатор" от 15.04.2020 N 1-2020, утверждена величина ежемесячного тарифа "вознаграждение председателю правления" в размере 1,37 руб./кв. м. При этом, пунктом 13.1 сметы также определен размер обязательного налога на фонд оплаты труда в размере 0,41 руб./кв. м (который подлежит взысканию с выплаченного председателю вознаграждения, в соответствии с положениями налогового законодательства и законодательства об обязательных страховых взносах).

Таким образом, суммировав указанные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов суммы, получается размер платы 1,78 руб./кв. м, что соответствует общему размеру платы по графе "вознаграждение председателю", отраженному в квитанциях за июнь 2020 года, которые должны быть оплачены собственниками жилья. Поименованные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год тарифы были утверждены в полном объеме общим собранием членов ТСЖ "Новатор", оформленным протоколом от 15.04.2020 N 1-2020, а соответственно являются обязательными к уплате, как членами Товарищества, так и собственниками квартир, которые не являются членами Товарищества в силу положений пункта 33 Правил N 491 и части 6 статьи 155 ЖК РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Товариществом не допущено нарушения требований пункта 33 Правил N 491.

В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции из пояснений представителя Товарищества, в управлении ТСЖ "Новатор" находятся 2 многоквартирных дома: корпус 2 и корпус 3 дома 80 по бульвару Новаторов, объединенных единой инженерно-энергетической системой, оснащенной общими системами учета холодного водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения (общедомовые нужды). При этом вся система учета, распределения и регулирования находится в корпусе 2; там же находятся подкачивающие насосы, которые работают для корпуса 2 и 3. В корпусе 3 дома 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов. Данные обстоятельства Инспекцией в ходе проведения проверки не опровергнуты.

Как следует из материалов дела, пунктом 4.5 сметы доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ "Новатор" от 15.04.2020 N 1-2020, установлено, что размер платы по статье "электроэнергия МОП" определяется по общедомовому счетчику с применением городского тарифа.

Учитывая изложенное, при расчете платы за электрическую энергию ("э/эн. МОП"), потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп. 3, за июнь -август 2020 года, Товариществом были применены показания общего для корпусов 2 и 3 прибора учета, установленного в корпусе 2 дома 80 по бульвару Новаторов. При этом, Товариществом при расчете за электроснабжение на общедомовые нужды также применена общая площадь корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов, что соответствует решению общего собрания членов ТСЖ "Новатор", оформленному протоколом от 15.04.2015 N 1-2015, которым принято решение утвердить фактически используемую систему расчета, при которой все расчеты выполнены относительно суммарной площади жилых и нежилых помещений корпуса 2 и корпуса 3 (вопрос 2 бюллетеня 2).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что с учетом особенностей коммуникаций корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов Товарищество правомерно рассчитывает размер расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ТСЖ события и состава вмененного ему правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление, которым ТСЖ "Новатор" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, как вынесенное при неправильном применении норм материального права и ненадлежащей оценке обстоятельств дела подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

По смыслу приведенной нормы, представление выдается только в случае привлечения лица к административной ответственности и доказанности всех элементов состава правонарушения.

Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе признание недействительным выданного на основании постановления по делу об АП представления в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.

С учетом приведенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Товариществом требований.

Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2021 по делу № А56-71832/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

О.В. Фуркало