ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 марта 2022 года
Дело №А56-71835/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42399/2021) Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2021 по делу № А56-71835/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Новатор"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Товарищество собственников жилья «Новатор» (далее – Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее – Управление) № Ю78-00-03/24-0646-2021 от 17.06.2021 и представления №Ю78-00-03/26-0557-2021 от 17.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 09.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции, ссылается на отсутствие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.06.2021 в 15-40 в Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, каб. 112) в результате рассмотрения коллективного обращения, в том числе по доводам гр. ФИО2, ФИО3 от 05.11.2020 вх. №50718/Ж-2020,
Акта проверки от 29.01.2021 №04/21/36-Р, проведенной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в отношении ТСЖ «Новатор», осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, установлено следующее. 19.06.2020 ТСЖ «Новатор» по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, пом. 1-Н, допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно материалам обращения заявителям ФИО2, ФИО3, проживающим по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А, кв. 21, ТСЖ «Новатор» предъявлен счет на оплату за жилищно-коммунальные услуги от 19.06.2020 за июнь 2020 по лицевому счету №<***>, на сумму 6078,34 руб., с указанием периода оплаты до 10.07.2020. Указанный счет содержит, в том числе плату по статьям «Возн.пред» в размере 1,78 руб./кв.м. и «Э/эн.МОП» в размере 3,84/2,22 квт/ч.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга с 22.01.2021 по 29.01.2021, в том числе по доводам коллективного обращения от 05.11.2020 вх. №50718/Ж-2020, установлено следующее.
Согласно Акту проверки от 29.01.2021 №04/21/36-Р размер обязательного платежа «Вознаграждение председателю правления ТСЖ», выставленный к оплате за июнь 2020 собственникам квартир №№21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3 в размере 1,78 руб./кв.м., не соответствует размеру платы, определенному органами управления товарищества собственников жилья на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов ТСЖ (протокол от 15.04.2020 №1-2020) (п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491). Размер расходов на оплату электрической энергии («Э/эн.МОП»), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, б-р. Новаторов, д. 80, корп. 3, за июнь 2020 для собственников квартир №№21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета, определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.07.2017 №50-р (ч. 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), п. 29 Правил №491).
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2021 № Ю78-00-03-0483-2021.
17.06.2021 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербург было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности № Ю78-00-03/24-0646-2021, согласно которому ТСЖ «Новатор» привлечено к административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Так же Обществу выдано представление №Ю78-00-03/26-0557-2021 от 17.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Товарищества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества.
В соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Пунктом 33 Правил № 491 определено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органа управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В рассматриваемом случае Управлением вменено в вину ТСЖ "Новатор" нарушения пункта 33 Правил № 491, выразившегося в том, что размер обязательного платежа «вознаграждение председателю правления ТСЖ», выставленного к оплате за май-июнь 2020 года собственникам квартир №№ 21, 22, 29, 58 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, в размере 1,78 руб./кв.м не соответствует размеру платы, определенному органом правления Товарищества на основе сметы доходов и расходов на 2020 год, утвержденной на общем собрании членов ТСЖ «Новатор» (протокол от 15.04.2020 № 1-2020).
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что пунктом 13 сметы доходов и расходов ТСЖ «Новатор» на 2020 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ «Новатор» от 15.04.2020 № 1-2020, утверждена величина ежемесячного тарифа «вознаграждение председателю правления» в размере 1,37 руб./кв.м.
При этом, пунктом 13.1 сметы также определен размер обязательного налога на фонд оплаты труда в размере 0,41 руб./кв.м (который подлежит взысканию с выплаченного председателю вознаграждения, в соответствии с положениями налогового законодательства и законодательства об обязательных страховых взносах).
Таким образом, суммировав указанные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов суммы, получается размер платы 1,78 руб./кв.м, что соответствует общему размеру платы по графе «вознаграждение председателю», отраженному в квитанциях за май-июнь 2020 года, которые должны быть оплачены собственниками жилья.
Поименованные в пунктах 13 и 13.1 сметы доходов и расходов ТСЖ «Новатор» на 2020 год тарифы были утверждены в полном объеме общим собранием членов ТСЖ «Новатор», оформленным протоколом от 15.04.2020 № 1- 2020, а соответственно являются обязательными к уплате как членами Товарищества, так и собственниками квартир, которые не являются членами Товарищества в силу положений пункта 33 Правил № 491 и части 6 статьи 155 ЖК РФ.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Товарищества нарушений требований пункта 33 Правил № 491.
Так же оспариваемым постановлением Товариществу вменяется нарушение части 9.3 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил № 491, выразившееся в том, что размер расходов на оплату электрической энергии («э/эн. МОП»), потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, за июнь-август 2020 года для собственников квартир №№ 21, 22, 29, 58 при отсутствии коллективного прибора учета в многоквартирном доме определен без учета норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 № 50-р.
В силу части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, Товарищество пояснило, что в управлении ТСЖ находятся 2 многоквартирных дома: корпус 2 и корпус 3 дома 80 по бульвару Новаторов, объединенных единой инженерно-энергетической системой, оснащенной общими системами учета холодного водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения (общедомовые нужды). Причем вся система учета, распределения и регулирования находится в корпусе 2. Там же находятся подкачивающие насосы, которые работают для корпуса 2 и 3. В корпусе 3 дома N 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов.
Таким образом, с учетом особенностей коммуникаций корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов Товарищество правомерно рассчитывает размер расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Товарищества нарушений требований пункта 29 Правил № 491 и пункта 9.3 статьи 193 ЖК РФ.
В связи с вышеизложенным, вывод Управления и суда первой инстанции о наличии в действиях Товарищества события и состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является ошибочным, сделан с неправильным применением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление Управления № Ю78-00-03/24-0646-2021 от 17.06.2021 по делу об административном правонарушении, которым Товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьей 29.13 КоАП РФ, принимая во внимание, что в рамках настоящего дела установлена незаконность постановления Управления № Ю78-00-03/24-0646-2021 от 17.06.2021 ввиду недоказанности события правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представление Управления № Ю78-00-03/26-0557-2021 от 17.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также подлежит признанию незаконным.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Товарищества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное при ненадлежащей оценке обстоятельств дела и представленных доказательств и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Товариществом требований.
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 декабря 2021 года по делу № А56-71835/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу № Ю78-00-03/24-0646-2021 от 17.06.2021 о привлечении Товарищества собственников жилья «Новатор» к административной ответственности, предусмотренной часть 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление №Ю78-00-03/26-0557-2021 от 17.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И. Протас